Как ранее сообщалось, Президент РФ Дмитрий Медведев 11 марта внес в Государственную Думу проекты Федеральных законов № 341071-5 "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" и № 341063-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".
Как говорится в пояснительной записке к последнему законопроекту, проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее — законопроект) подготовлен и подлежит рассмотрению одновременно с проектом федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". Законопроект призван обеспечить условия для внедрения процедуры медиации в правовую систему Российской Федерации и для применения норм федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" в случае его принятия.
Законопроектом предполагается решить ряд вопросов, касающихся порядка применения процедуры медиации в отношении споров, находящихся на разрешении в суде общей юрисдикции, арбитражном суде или в третейском суде, а также установить процессуальные гарантии конфиденциальности процедуры медиации.
Законопроектом вносятся в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — АПК РФ), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации" изменения, в соответствии с которым регламентируется порядок проведения сторонами процедуры медиации на любой стадии рассмотрения спора судом, арбитражным судом или третейским судом. В АПК РФ и ГПК РФ медиация законодательно закрепляется как одна из примирительных процедур. Таким образом, процедура медиации в рамках гражданского либо соответственно арбитражного процесса будет регламентироваться содержащимися в указанных кодексах положениями, определяющими порядок использования этой примирительной процедуры.
Законопроектом предусматривается обеспечение независимости медиаторов путем закрепления процессуальных гарантий их деятельности, в частности недопустимость допроса медиаторов в качестве свидетелей об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением своей деятельности. Такие нормы предлагается закрепить в ГПК РФ и АПК РФ.
Еще одна важная задача законопроекта — установить течение срока исковой давности при использовании сторонами спора процедуры медиации. В связи с этим предлагается дополнить часть первую статьи 203 ГК РФ положением, в соответствии с которым течение срока исковой давности прерывается, если сторонами спора принято решение об использовании процедуры медиации. Это позволит предоставить сторонам гарантии надлежащей защиты их прав, в том числе гарантировать право на судебную защиту. В этой части законопроект полностью соответствует требованиям Директивы Европейского парламента и Совета Европейского союза от 21 мая 2008 г. № 2008/52.
Кроме того, законопроектом решается вопрос о рекламе услуг медиаторов. В Федеральном законе "О рекламе" предлагается установить специальные требования к рекламе услуг медиаторов в целях воспрепятствования размещению рекламы услуг в области медиации ненадлежащего качества. В частности, предусматривается установить запрет на рекламу услуг тех медиаторов, которые не прошли соответствующего профессионального обучения и не имеют подтверждающих это обучение документов, выданных соответствующей некоммерческой организацией, осуществляющей подготовку медиаторов. Реклама услуг медиаторов должна содержать информацию о документах, подтверждающих прохождение медиатором соответствующего профессионального обучения.
Ниже следует тест законопроекта, предоставленный пресс-службой Государственной Думы:
" Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"
Статья 1
Часть первую статьи 203 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301) изложить в следующей редакции:
"Течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, заключением сторонами соглашения о проведении процедуры медиации, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.".
Статья 2
Внести в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №30, ст. 3012) следующие изменения:
1) статью 56 дополнить частью 51 следующего содержания: "5. Не подлежат допросу в качестве свидетелей посредники, оказывающие содействие сторонам в урегулировании спора, в том числе медиаторы, об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением соответствующих обязанностей.";
2) пункт 2 части 1 статьи 135 изложить в следующей редакции: "2) разъясняет сторонам их право на рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей, право передать спор на разрешение третейского суда, право обратиться на любой стадии арбитражного процесса в целях урегулирования спора за содействием к посреднику, в том числе к медиатору в порядке, установленном федеральным законом, и последствия совершения таких действий, принимает меры для заключения сторонами мирового соглашения, содействует примирению сторон;";
3) часть 2 статьи 138 изложить в следующей редакции: "2. Стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или используя другие примирительные процедуры, в том числе процедуру медиации, если это не противоречит федеральному закону.";
4) пункт 9 части 2 статьи 153 после слов "мировым соглашением" дополнить словами "или использовать процедуру медиации";
5) в статье 158:
а) часть 2 после слова "посреднику" дополнить словами ", в том числе к медиатору,";
б) часть 7 дополнить предложением следующего содержания: "В случае, указанном в части 2 настоящей статьи, судебное разбирательство может быть отложено на срок, не превышающий шестидесяти дней.".
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3019) следующие изменения:
1) статью 5 дополнить пунктом 5 следующего содержания: "5. Спор не может быть передан на разрешение третейского суда при наличии в договоре медиативной оговорки.";
2) главу I дополнить статьей 6 следующего содержания:
"Статья 6'. Использование процедуры медиации в отношении спора, который находится на разрешении в третейском суде
1. Проведение процедуры медиации допускается на любой стадии третейского разбирательства.
2. В случае принятия сторонами решения о проведении процедуры медиации любая из сторон вправе заявить третейскому суду соответствующее ходатайство. При этом стороны должны представить суду соглашение о проведении процедуры медиации, заключенное в письменной форме и соответствующее требованиям, предусмотренным Федеральным законом "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".
3. В случае, если третейскому суду представлено соглашение, указанное в пункте 2 настоящей статьи, суд выносит определение о проведении сторонами процедуры медиации.
4. Срок проведения процедуры медиации устанавливается по соглашению сторон в порядке, предусмотренном федеральным законом, и указывается в определении третейского суда. На этот срок третейское разбирательство откладывается.
5. Медиативное соглашение, заключенное сторонами в письменной форме по результатам проведения процедуры медиации в отношении спора, который находится на разрешении в третейском суде, может быть утверждено третейским судом в качестве мирового соглашения по правилам, установленным настоящим Федеральным законом.".
Статья 4
Внести в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4532) следующие изменения:
1) пункт 1 части третьей статьи 69 изложить в следующей редакции: "1) представители по гражданскому делу или защитники по уголовному делу, делу об административном правонарушении, медиаторы — об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей представителя, защитника или медиатора;";
2) пункт 5 части первой статьи 150 изложить в следующей редакции: "5) принимает меры по заключению сторонами мирового соглашения, в том числе по результатам проведения в порядке, установленном федеральным законом, процедуры медиации, которую стороны вправе проводить на любой стадии судебного процесса;";
3) часть первую статьи 169 дополнить предложением следующего содержания: "Суд может отложить разбирательство дела на срок, не
превышающий шестидесяти дней, по ходатайству обеих сторон в случае принятия ими решения о проведении процедуры медиации.";
4) статью 172 дополнить словами "или провести процедуру медиации".
Статья 5
Главу 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 12, ст. 1232; 2007, №7, ст. 839; 2008, №20, ст. 2255; 2009, №51, ст. 6157) дополнить статьей 30' следующего содержания:
"Статья 301. Реклама услуг медиаторов
1. Реклама услуг медиаторов, не прошедших соответствующего профессионального обучения и не имеющих подтверждающих это обучение документов, выданных соответствующей некоммерческой организацией, осуществляющей подготовку медиаторов, не допускается.
2. Реклама услуг медиаторов должна содержать сведения о документах, подтверждающих прохождение медиатором соответствующего профессионального обучения, а реклама услуг организации, осуществляющей оказание услуг по проведению процедуры медиации, -источник информации об утвержденных этой организацией правилах проведения процедуры медиации и квалификационных требованиях к медиаторам.
3. Реклама услуг медиаторов не должна содержать утверждения о том, что использование процедуры медиации как способа урегулирования спора имеет преимущества перед разрешением спора в суде, арбитражном суде или третейском суде.".
Статья 6
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года. "