Как стало известно журналистам, ФСФР предлагает узаконить предоставление ей главными редакторами и журналистами сведений об источнике информации, если такая информация оказалась ложной и повлекла за собой негативные последствия. Сейчас же это можно сделать только через суд. В то же время ФСФР отказалась от идеи наказывать журналистов за распространение в СМИ инсайдерской информации, даже если она является ложной, но лишь при условии, что журналист не знал или не должен был знать, что эти сведения считаются инсайдерскими и вдобавок ошибочными.
Речь об этом идет в поправках в законопроект об инсайдерской информации, которые касаются непосредственно СМИ. Эти поправки подготовлены ФСФР и рабочей группой при комитете Госдумы по финансовому рынку для принятия во втором чтении законопроекта "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком".
В первоначальной редакции законопроект был слишком суров в отношении журналистов, чьи публикации основаны на инсайдерской информации: на это представители СМИ пожаловались президенту России Дмитрию Медведеву, и он предложил ФСФР доработать проект с учетом позиции журналистского сообщества. "Я встречался с главными редакторами, они очень обеспокоены законом об инсайдерской информации и считают, что из них выпьют кровь, заставят отвечать за те вещи, которых они не совершали", — подчеркнул Дмитрий Медведев.
В результате из законопроекта исключена статья о порядке распространения результатов исследований и статистических данных в сфере финансовых и товарных рынков. Также предлагается не считать нарушением запрета на передачу инсайдерской информации третьим лицам, если ее получателем стал журналист, а сами сведения были опубликованы в СМИ.
Однако передача такой информации с целью публикации не освобождает от ответственности за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну. И самое главное, не освобождает от обязанности по раскрытию или предоставлению инсайдерской информации. При этом в ряде случаев СМИ обяжут раскрывать источники инсайдерской информации не через суд, а по первому требованию ФСФР. В частности, если опубликованный инсайдерский "слив" признан ложной информацией и повлек за собой негативные последствия. По мнению члена комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, действия ФСФР не должны вступать в противоречие с законом о СМИ и вся информация об источнике инсайда должна запрашиваться исключительно через суд. "В противном случае СМИ окажутся на коротком поводке у ФСФР, поскольку нельзя исключить дифференцированный подход к тому или иному изданию исходя из ведомственных пристрастий; иными словами, ФСФР сможет по своему усмотрению к каким-то СМИ подходить более жестко, чем к другим, исходя из симпатий к журналистам и главным редакторам", — считает г-н Аксаков.
Между тем зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Юрий Зеленский поддерживает новые поправки: многие процедуры в рамках закона об инсайде должны быть досудебными, и не только раскрытие журналистами информации об инсайдерах. "Сейчас такого рода дела просто вязнут в судах, между тем есть участники рынка, которые просто используют СМИ в своих корыстных интересах, дабы повлиять на решение инвесторов или эмитентов, — подчеркнул Юрий Зеленский. — Этот закон повышает роль ФСФР и в какой-то мере оградит СМИ от манипулирований недобросовестных участников рынка".
В ФСФР эту тему не комментируют.
Между тем, ранее стало известно, что ФСФР пошла навстречу рынку и предложила ввести годовой мораторий на вступление в силу закона. Уголовная же ответственность за инсайд наступит еще через два года. Кроме того, ФСФР предлагает освобождать нарушителей от уголовной ответственности, если они помогли раскрыть преступление и отдали государству незаконно заработанное. ФСФР доработала ко второму чтению законопроект "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком". Законопроект, прошедший первое чтение, вызвал бурные обсуждения среди профучастников, депутатов и представителей СМИ. В частности, планируется внести изменения в Уголовный кодекс по уже действующей ответственности за манипулирование — последнее должно быть совершено с умыслом, кроме того, сразу предусмотрена уголовная ответственность и за инсайд. Ранее глава ФСФР Владимир Миловидов говорил о том, что изменения в Уголовный кодекс по ответственности за инсайд будут разработаны уже после вступления в силу закона об инсайде. Основным изменением в законопроект стало введение моратория на вступление его в силу.
Председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев рассказал, что после официального опубликования закон в целом вступит в силу только через год, а уголовная ответственность за инсайд — через два года после вступления в силу самого закона (то есть через три года после его принятия). "Таким образом, в течение двух лет действия закона сформируется практика привлечения к административной ответственности, которая может быть использована при возбуждении уголовных дел", — говорит г-н Тимофеев. Кроме того, пояснил Алексей Тимофеев, в законопроекте скорректировано определение манипулирования: "Предусмотрено, что нарушение будет иметь место не просто при попытке манипулирования, а при наличии негативных последствий. Будут исключены составы преступления, которые не позволяют отличить правонарушения от обычной рыночной практики". Также, по его словам, привлечение к уголовной ответственности за инсайд, как и за манипулирование, должно происходить только при наличии умысла. Еще одним новшеством в законопроекте по инсайду стал пункт об освобождении как от уголовной, так и от административной ответственности за инсайд и манипулирование: для этого нарушитель должен способствовать раскрытию самого нарушения, а кроме того, добровольно сдать государству полученный от нарушения доход.