ПРАВО.ru
Новости
15 марта 2010, 11:28

В залог для выхода на свободу до суда не примут квартиру

В залог для выхода на свободу до суда не примут квартиру
Не принимается как залог квартира или ее часть, если она является единственным местом проживания для членов семьи подозреваемого или обвиняемого

Как сообщалось ранее, в пятницу народные избранники большинством голосов (380 "за") поддержали в первом чтении президентский законопроект, который предлагает более гуманно относиться к людям, подозреваемым в экономических преступлениях. Подозреваемые или обвиняемые в незаконном предпринимательстве, незаконной банковской деятельности, в незаконном получении кредита, злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности, ограничении или устранении конкуренции и других преступлениях не будут в ожидании суда сидеть за решеткой, а могут выйти на свободу под залог, минимальный размер которого в зависимости от тяжести содеянного составляет от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

В качестве залога может быть внесено недвижимое и движимое имущество в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в РФ акций и облигаций, но не принимается как залог квартира или ее часть, если она является единственным местом проживания для членов семьи подозреваемого или обвиняемого.

Законопроектом также предлагается признать утратившей силу статью "лжепредпринимательство" как недействующую. Представляя депутатам документ, полпред президента в Госдуме Гарри Минх отметил, что в 2009 году в рамках статьи "лжепредпринимательство" следственные органы подали 34 ходатайства о применении такой меры пресечения, как заключение под стражу. При этом судебные органы удовлетворили лишь 21 ходатайство.

"Просто в этом плане Уголовный кодекс, на наш взгляд, перегружен, избыточен, и поэтому, скажем так, пустые полки, на которых ничего не находится, лучше убирать", — сказал Минх. По словам полпреда, принятие законопроекта позволит более широко использовать меры пресечения, которые не связаны с ограничением свободы: "это подписка о невыезде, личное поручительство, домашний арест и залог". Пока же эти меры в России почему-то не популярны. В 2009 году число лиц, которые были заключены под стражу, составило 345 тысяч человек, а залог был применен только в отношении 598 человек. "Не лучше ситуация и, например, с домашним арестом, — сообщил думцам Минх. — Там вообще судом такая мера одобрена только в отношении 146 человек. Это 0,02 процента от общего количества мер пресечения".

Напомним, что 26 февраля президент России Дмитрий Медведев провел встречу с предпринимателями, на которой  высказался за смягчение наказания за преступления в экономической сфере. В совещании приняли участие представители бизнес-сообщества, руководители правоохранительных структур, а также ряда подразделений администрации президента. Ниже следует текст вступительной речи Президента, предоставленный пресс-службой Кремля:

" Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги! Мы в довольно необычном составе сегодня встречаемся: с одной стороны, здесь представители бизнеса, с другой стороны, руководители правоохранительных структур и соответствующих контрольных подразделений администрации президента.

Почему я это сделал? Хочу поговорить с вами о снижении так называемой административной нагрузки, о том, как упорядочить контрольно-надзорную деятельность, модернизировать законодательство и правоприменительную практику, касающуюся уголовного преследования за экономические преступления. Именно такой состав для совещания мною определен.

Это не новая тема. Мы ей занимались, занимались некоторое время назад. Не могу сказать, что достигли огромных успехов, хотя, надо признаться, законодательство все-таки мы изменили в правильном направлении, но это не значит, что мы должны остановиться.

В Послании Президента я говорил о разумной уголовной политике. Что такое разумная уголовная политика? Та, которая сочетает в себе и карательный, и воспитательный элементы. В этом направлении кое-какие шаги уже сделаны. В декабре прошлого года подписаны законы, которые позволяют применять к осужденным за нетяжкие преступления наказание, не связанное с лишением свободы.

Применительно к налоговым преступлениям увеличен в шесть раз размер так называемого крупного и особо крупного размера причиненного ущерба, для того чтобы эти преступления были более приспособлены к текущей ситуации, чтобы квалификация по такого рода действиям была более адекватной сегодняшней экономической жизни, скажем так. Но подозреваемого или обвиняемого в совершении налоговых преступлений теперь по этим правилам также нельзя сразу взять под стражу, это возможно лишь в определенных случаях.

Например, если он не живет в России, или его личность не установлена, или нарушена уже ранее избранная мера пресечения. Если же таких оснований нет, то по действующим правилам должны применяться залог либо подписка о невыезде. Но это пока норма закона, это должно войти в судебную практику. Я хотел бы тоже этот вопрос обсудить.

Почему я решил сегодня встретиться? Думаю, что нужно распространить такого рода порядок не только на перечисленные мною преступления, но и на другие преступления в сфере экономики, которые не связаны с проявлением насилия, имею в виду, конечно, такие преступления, как грабеж, разбой, — это особые вещи. В частности, речь идет о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности, речь идет о главе 22-й Уголовного кодекса и некоторых других статьях Уголовного кодекса, которые содержатся не в главах 21-й и 22-й, соответственно.

Сама глава 22-я — это преступления в области экономической деятельности. Предлагаю изменить законодательство, в частности, установить достаточно высокий размер залога, который должен варьироваться от 500 тысяч рублей минимум, естественно, при совершении достаточно серьезных действий, и минимальный размер залога — от 100 тысяч рублей — при преступлениях совсем небольшой тяжести.

Полагаю также возможным разрешить применять в качестве залога, как меры пресечения, не только деньги, но и недвижимость, а также ценные бумаги, но которые, естественно, имеют какую-то рыночную котировку, акции, облигации. Все эти меры должны послужить декриминализации нашего общества и модернизации существующей нормативной базы, созданию современной, эффективной уголовно-исполнительной системы.

Еще раз хотел бы подчеркнуть, что наказания за такого рода преступления должны быть неотвратимыми, но соразмерными совершенному деянию, и при этом мера пресечения не является наказанием.

Хотел бы также отметить, что у нас существует целый ряд проблем в этой системе. Надеюсь, то, что я предлагаю, позволит хотя бы частично заблокировать возможность для коррумпированных сотрудников правоохранительных органов использовать "посадки" в тюрьму в рейдерских целях, а то мы все знаем — таких примеров достаточно. Сажают сначала в зиндан по наводке конкурента, а потом выпускают оттуда за "бабки" — вот что происходит. Если у вас есть подобного рода примеры, можете рассказать. Захотите — расскажете. Но этот беспредел пора завершать. В ближайшие дни я внесу соответствующий законопроект в Государственную Думу.

Теперь несколько слов не по уголовно-правовой и уголовно-исполнительной тематике, а в целом по состоянию дел с регулированием административной нагрузки на малый и средний бизнес. В прошлом году в Звенигороде у нас состоялся достаточно серьезный разговор. Мы подробно, что называется, постатейно разбирались в том, что мешает бизнесу развиваться, как разрушить механизмы торможения, как справиться с многочисленными проблемами, связанными с ненужными, зачастую избыточными или коррупционными проверками. Были даны поручения.

Понимаю, конечно, что ситуация далеко не стерильная, проблем еще очень много, но я хотел бы, чтобы мы послушали представителей бизнеса о том, что, как они считают, изменилось, а что не изменилось вообще.

В своей основе эти действия были направлены на упорядочение мероприятий по осуществлению государственного и муниципального контроля, по улучшению порядка оказания платных услуг, разрешительной деятельности и некоторых других. Еще раз повторяю, хотел бы из первых уст услышать, что происходит на практике.

В начале февраля текущего года я проводил совещание по вопросам улучшения инвестиционного климата. Кстати сказать, уголовно-исполнительная система, то, как действуют правоохранительные органы, — это тоже часть инвестиционного климата. Они и судебная система. Это очевидная вещь, но, тем не менее, об этом нужно говорить.

В результате сейчас по тематике, затронутой на этом совещании, должен быть подготовлен проект федерального закона об упрощении визового и миграционного режима для иностранных граждан, которые участвуют в реализации на территории России инвестиционных, научных и высокотехнологичных проектов, потому что с этим были проблемы.

Должны быть также усовершенствованы и упрощены таможенные процедуры при экспорте несырьевых товаров и импорте высокотехнологичного оборудования, тоже об этом договаривались. Здесь уже я хотел бы, чтобы коллеги мне рассказали, что сделано.

Органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, коммунальным и сетевым компаниям предписано строго соблюдать установленный порядок подключения объектов к инфраструктуре, не допуская самоуправства.

Готовится также целый комплекс мер, направленных на стимулирование инвестиций в модернизацию и инновационные проекты. Это отдельная большая тема. Она, конечно, достаточно сложна с точки зрения порядка предоставления таких льгот и текущей экономической ситуации, но действовать здесь нужно. И не выдумывать отговорки, как это иногда у нас происходит в правительстве по поводу того, что мы что-то сделать не можем из-за экономического кризиса, а действовать."