ПРАВО.ru
Новости
18 марта 2010, 16:20

В Госдуму внесены новые поправки в НК о нулевом НДС

В Госдуму внесены новые поправки в НК о нулевом НДС
В Госдуму внесен законопроект, касающиеся порядка обоснования нулевой ставки по международным перевозкам Фото Право.Ru

В Госдуму внесен законопроект "О внесении изменений в статьи 164, 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", касающийся порядка обоснования нулевой ставки по международным перевозкам, осуществляемым российскими железнодорожными перевозчиками, сообщает пресс-служба нижней палаты.

Автор законопроекта — депутат В. Драганов.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) налогообложение по ставке налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов производится при реализации выполняемых (оказываемых) российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и вывозу с таможенной территории РФ продуктов переработки на таможенной территории РФ, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке.

При этом согласно пункту 5 статьи 165 Кодекса для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки в налоговые органы должны быть представлены, в том числе реестры перевозочных документов с указанием дат отметок таможенных органов на перевозочных документах, свидетельствующих о помещении товаров под таможенный режим экспорта или таможенный режим международного таможенного транзита либо свидетельствующих о помещении вывозимых с таможенной территории РФ продуктов переработки под процедуру внутреннего таможенного транзита.

Таким образом, нулевая ставка налога применяется не ко всем работам (услугам) по перевозке или транспортировке вывозимых за пределы территории РФ товаров, а только к тем работам (услугам), по которым на момент принятия товара к перевозке он непосредственно помещен под таможенный режим экспорта или припасы помещены под процедуру внутреннего таможенного транзита. В то время как текстуально норма, предусмотренная подпунктом 9 пункта 1 статьи 164 Кодекса, может быть истолкована и более широко.

Предлагается устранить возможность разного толкования нормы, предусмотренной подпунктом 9 пункта 1 статьи 164 Кодекса, дополнив норму условием ее применения, а именно — наличием специальной отметки таможенного органа, подтверждающей помещение груза под соответствующий таможенный режим.
Кроме того, предлагается уточнить перечень работ (услуг), связанных с железнодорожными перевозками, облагаемых по ставке ноль процентов.

А именно, предлагается, применять нулевую ставку только по тем работам (услугам), выполняемым (оказываемым) российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, связанным с перевозкой или транспортировкой, облагаемой по нулевой ставке, стоимость которых указывается в перевозочных документах.

В то же время, следует отметить, что в сфере железнодорожных перевозок грузов, в том числе, за пределы РФ, участниками перевозочного процесса являются не только железнодорожные перевозчики, но и организации или индивидуальные предприниматели, не имеющие статуса перевозчика. Например, операторы железнодорожного подвижного состава, транспортные экспедиторы, организации, сопровождающие и охраняющие груз в пути следования (например — ФГУП "Вневедомственная охрана на железнодорожном транспорте") и иные.

На сегодняшний день, работы (услуги) по железнодорожной перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и вывозу с таможенной территории РФ продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации, а также работы (услуги), связанные с такой перевозкой или транспортировкой, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, которые не являются железнодорожными перевозчиками, технически не попадают под действие подпункта 9 пункта 1 статьи 164 Кодекса, так как данный подпункт формально распространяется только на железнодорожных перевозчиков.

Порядок определения ставки налога на добавленную стоимость в отношении указанных в предыдущем абзаце работ (услуг) регулируется в настоящий момент подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса. Данный подпункт (в частности, в отношении железнодорожной перевозки и транспортировки и связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг)) также вступает в противоречие с соответствующими положениями статьи 165 Кодекса.

Важно отметить, что подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса регулирует, в частности, определение применимой ставки налога на добавленную стоимость в отношении всех видов перевозки или транспортировки вывозимых за пределы территории РФ товаров и вывозимых с таможенной территории РФ продуктов переработки на таможенной территории РФ, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг). При этом из данного подпункта специально исключены российские перевозчики на железнодорожном транспорте (к которым применяется подпункт 9 пункта 1 статьи 164 Кодекса).

В случае принятия законопроекта, сложится ситуация, когда указанные налогоплательщики (в том числе операторы железнодорожного подвижного состава, транспортные экспедиторы) будут применять к своим работам (услугам), непосредственно связанным с перевозкой или транспортировкой вывозимого за пределы РФ товара или вывозимого с таможенной территории РФ продукта переработки на таможенной территории РФ, нулевую ставку налога (руководствуясь положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса), в то время как, российский железнодорожный перевозчик, выставляя данным организациям или индивидуальным предпринимателям счета за соответствующие работы (услуги) по железнодорожной перевозке того же самого товара, может, в ряде случаев (при отсутствии отметок таможенных органов на перевозочных документах) применять ставку налога 18% (руководствуясь положениями подпункта 9 пункта 1 статьи 164 Кодекса).

Ставка налога будет зависеть не от таможенного статуса товара, а от организации, оказывающей услугу по перевозке или транспортировке этого товара, что противоречит принципам налогообложения установленным законодательством РФ. А именно, Кодекс, закрепляя в статье 3 основные начала законодательства о налогах и сборах, содержит предписание, согласно которому налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость соблюдения законодателем конституционного принципа равенства налогообложения, одновременно указывая на допустимость установления дифференцированного режима налогообложения для различных категорий лиц только, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера (постановления от 27 апреля 2001 N 7-П и от 16 июля 2004 N 14-П, определения от 18 января 2005 N 55-О и от 24 мая 2005 N 177-О).

В целях недопущения дискриминации в отношении вышеуказанных налогоплательщиков и соблюдения единообразия налогообложения налогом на добавленную стоимость схожих операций, представляется целесообразным установить единообразие налогообложения работ (услуг) выполняемых (оказываемых) на железнодорожном транспорте, как для российских перевозчиков, так и для российских организаций или индивидуальных предпринимателей, не имеющих статуса российских перевозчиков.

Для этого настоящим законопроектом предлагается исключить из подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса работы (услуги) по железнодорожной перевозке или транспортировке товаров, вывозимых за пределы территории РФ, работы (услуги), связанные с такой перевозкой или транспортировкой, в том числе, работы (услуги) по организации и сопровождению такой перевозки или транспортировки, погрузке, перегрузке, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, не являющимися перевозчиками на железнодорожном транспорте, и выделить их в отдельные абзацы подпункта 9 пункта 1 статьи 164 Кодекса, к которым будут применяться положения проектируемого в Законопроекте № 309593-5 пункта 9 пункта 1 статьи 164 Кодекса (в редакции, принятой во втором чтении) за исключением следующего:

положения предлагаемых абзацев, в отличие от проектируемых в Законопроекте № 309593-5 положений подпункта 9 пункта 1 статьи 164 Кодекса, не будут содержать условия об отражении стоимости работ (услуг), связанных с перевозкой или транспортировкой в перевозочном документе, так как перевозочные документы оформляются исключительно на стоимость выполненных (оказанных) перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг), и рассмотренные выше работы (услуги) в принципе не могут быть отражены в данных документах.

При этом, принимая во внимание тот факт, что согласно положениям предлагаемых в настоящем законопроекте абзацев подпункта 9 пункта 1 статьи 164 Кодекса нулевая ставка налога будет применяться только к работам (услугам), выполняемым (оказываемым) после даты помещения товаров под таможенный режим экспорта / припасов под процедуру внутреннего таможенного транзита (т.е. при наличии специальной отметки таможенного органа, подтверждающей помещение груза под соответствующий таможенный режим, на соответствующем перевозочном документе), положения предлагаемых абзацев подпункта 9 пункта 1 статьи 164 Кодекса не будут противоречить целям Законопроекта № 309593-5 (параллельно рассматриваемом в Госдуме).

В связи с вышесказанным, возникает необходимость внесения технических правок в пункт 5 статьи 165 Кодекса, который содержит ссылку на подпункт 9 пункта 1 статьи 164 Кодекса. А именно, поскольку предлагается исключить вышеуказанные работы (услуги) из подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса и перенести их в подпункт 9 пункта 1 статьи 164 Кодекса, то соответствующее изменение должно быть внесено и в вышеуказанные ссылки пункта 5 статьи 165 Кодекса.

Таким образом, внесение вышеуказанных изменений в Кодекс будет способствовать устранению неполноценности законодательства и противоречивости правовых норм.