Федеральная антимонопольная служба (ФАС) по просьбе банков проверит, не ограничивают ли конкуренцию настоятельные рекомендации ЦБ снизить проценты по вкладам, пишут "Ведомости".
Снижения ставок по депозитам ЦБ добивается от банков с весны 2009 года. Он регулярно рассылал им письма, в которых указывал рекомендованный уровень максимальных ставок, постепенно снижая его. Некоторые ЦБ просил обосновать привлечение средств под 15-16% годовых и выше: достаточна ли процентная маржа для обеспечения доходности работы и расчета по обязательствам. Руководителей особо щедрых банков приглашали для бесед в ЦБ, рассказывали банкиры. В октябре регулятор рекомендовал банкам ориентироваться на лидеров рынка (10 крупнейших банков по объему депозитов граждан): отклонение от максимального уровня их ставок не должно превышать 1,5 процентного пункта. Сейчас эта средняя максимальная ставка — 10,59%.
Банкирам это не понравилось, и в конце концов они обратились в ФАС. Служба получила две жалобы — в конце 2009 года и в начале 2010 года, подтвердил замруководителя ФАС Андрей Кашеваров, уточнив, что одна из них — от регионального банка. Еще об одной жалобе рассказал представитель юридической компании "Правовой департамент" Дмитрий Дмитриев. Назвать своего клиента он отказался.
Опрошенные банки, ставки которых в прошлом году были заметно выше среднерыночных, заявили, что не жаловались в ФАС.
"Мы взяли жалобы в работу", — сказал Кашеваров, назвав ситуацию спорной. ФАС уже обсуждает ее с ЦБ, добавил он.
Связаться с руководством ЦБ вчера не удалось.
ЦБ фактически устанавливает запрет на деятельность банков по самостоятельному установлению ставок по вкладам, говорится в заявлении "Правового департамента": "Действия Центробанка приводят к ограничению конкуренции в банковском секторе, так как банки из топ-10 могут получать дешевое финансирование из бюджетных средств, что недоступно для более мелких банков". Привлечение клиентов за счет предложения более выгодных ставок по вкладам, по мнению юристов, является для небольших банков одним из немногих способов получить доступ к финансовым ресурсам.
Этой проблемой, по словам Дмитриева, занимаются и банковские лоббисты — Международная московская валютная ассоциация (ММВА) и Ассоциация российских банков (АРБ). Представители ассоциаций это подтвердили.
Были случаи, когда рекомендацию ЦБ его сотрудники на местах трактовали как обязательство, вспоминает председатель АРБ Гарегин Тосунян. "Мы просили ЦБ быть аккуратным в претензиях к банкам и особенно настаивали на том, чтобы регулятор предупредил начальников теруправлений, что это [игнорирование рекомендации] не повод обязывать банки, — продолжает он. — Правда, и коллегам (банкирам) указывали, что не стоит увлекаться высокими ставками". Назвать жалобщиков отказался и Тосунян: "Могут насторожиться их корпоративные клиенты и контрагенты, а могут и закрыть лимиты на межбанке".
ММВА, по словам ее президента Алексея Мамонтова, предложила ЦБ увеличить допустимое отклонение от средней максимальной ставки до 3,5 процентного пункта.
Надежды банкиров связаны также с позицией правительства по вопросу одностороннего повышения ставок по кредитам, которое в середине мая 2009 года дало отрицательный отзыв на депутатский законопроект. Напомним, группа депутатов внесла в Госдуму поправки к статье 29 закона "О банках и банковской деятельности" еще в декабре 2008 года. Документ распространяется на кредитные договоры, заключенные с физлицами. Необходимость принятия законопроекта депутаты объясняли тем, что в разгар кризиса банки в массовом порядке стали менять условия по кредитам в свою пользу. Правительство попросило отозвать законопроект, называя его нормы нерыночными и считая, что принятие документа может привести к уходу иностранных банков из России. "Минэкономразвития поддержало отрицательный отзыв Минфина на данный законопроект",- заявил заместитель директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития Дмитрий Скрипичников. По его словам, принятие документа может увеличить риски банков, ограничив их действия в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств. "Во всех странах с рыночной экономикой банки могут изменять ставки, предусмотрев такую возможность в кредитном договоре",- отметил чиновник. "Если принять такой законопроект, то банку придется закладывать в ставку риски невозврата по кредитам, что привело бы к росту кредитных ставок и сокращению розничного кредитования",- считает первый зампред правления Росевробанка Дмитрий Суздальцев Суздальцев. Однако, предупреждают эксперты, какое бы решение ни было принято, результаты этого противостояния негативно отразятся в первую очередь на заемщиках. Если выиграют банки, у заемщиков сохранится риск повышения ставок. Если победит прокуратура, кредиты изначально будут выдаваться по завышенным ставкам, а требования к заемщикам еще больше ужесточатся.