Мосгорсуд сегодня отклонил кассационное представление прокуратуры на отказ Басманного суда арестовать следователя СКП Андрея Гривцова, обвиняемого в вымогательстве взятки в размере 15 миллионов долларов, сообщил его адвокат Александр Забейда.
"Кассационная коллегия оставила представление прокурора без удовлетворения, а решение суда — без изменения", — сказал адвокат.
Он также пояснил, что следствие после сегодняшнего решения кассационной инстанции не имеет права возбуждать перед судом ходатайство об аресте Гривцова по тем же основаниям.
"Хотя мы не можем исключать, что следствие постарается обнаружить новые обстоятельства", — сказал Забейда.
По версии следствия, Гривцов вымогал у президента ЗАО "Росэнергомаш" Владимира Палихаты 15 миллионов долларов за непривлечение его к уголовной ответственности. При попытке получения части "вознаграждения" (8 миллионов долларов) был задержан посредник Гривцова Сергей Киримов.
В отношении Гривцова, Киримова и других лиц, среди которых адвокат, бывший сотрудник прокуратуры Москвы и действующий сотрудник ГУВД Москвы, возбуждено уголовное дело части 4 статьи 290 УК РФ (покушение на получение взятки в особо крупном размере путем вымогательства), которая предусматривает до 12 лет лишения свободы.
По ходатайству следователя в отношении Гривцова и Киримова Басманный суд избрал меру пресечения в виде заключения под стражу, остальные подозреваемые объявлены в розыск.
Кассационная коллегия Мосгорсуда 17 января освободила Гривцова из-под стражи и направила дело на новое рассмотрение в Басманный суд в новом составе. По решению суда Гривцов в тот же день был отпущен из СИЗО номер 4 в Москве.
Ранее выступая в суде Гривцов отметил, что категорически не согласен с доводами следствия. В частности, следователи не указали, за какое конкретно действие или бездействие он якобы должен был получить деньги, входят ли они в его служебные обязанности.
Он также добавил, что считает его задержание в середине января совершенным с нарушениями закона — протокол о задержании не был подписан уполномоченным лицом.
Суд ранее приобщил к материалам дела заявление от Гривцова следователю, расследующему его дело, в котором он сообщает, что вышел на работу, должен содержать семью, намерен и дальше проживать по месту жительства и не планирует скрываться от правоохранительных органов, поскольку сам заинтересован в установлении истины по делу.
Отвечая на доводы следователя о том, что Палихата и его бывший адвокат Михаил Вытнов жаловались на поступающие от его имени угрозы, Гривцов отметил, что они "проживают в дорогих домах, имеют охрану, и для меня, человека физически слабого и интеллигентного, угрожать им нет возможности". Гривцов добавил, что он и его жена также получали угрозы "от имени заявителей".
Его адвокат Александр Забейда высказал совместное с подзащитным мнение о сфабрикованности дела и о том, что обвинение строится на показаниях Палихаты, "который имеет основания для оговора".
В свою очередь представители гособвинения утверждали, что уверены в необходимости заключения Гривцова под стражу, поскольку он также знаком со следователями, которым передали дело.
Следователь полагает, что обвиняемый может повлиять на ход следствия или продолжить заниматься преступной деятельностью, связавшись с находящимся в розыске адвокатом Русланом Паркиным, также обвиняемым в рамках данного дела. А прокурор в свою очередь отметила, что к ходатайству об аресте приложены новые доводы, которых, возможно, не хватало, когда Мосгорсуд отпустил Гривцова из-под стражи. Поэтому, как полагают гособвинители, ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу должно быть удовлетворено.
Андрей Гривцов входил в бригаду главного следственного управления, расследовавшую уголовные дела в отношении скандально известного санкт-петербургского предпринимателя Владимира Барсукова (Кумарина) и участников так называемого тамбовского оргпреступного сообщества, обвиняемых в рейдерских захватах и других тяжких преступлениях. После того как основной объем следственных действий был выполнен, следователя Гривцова перевели на другое дело — бизнесмена Николая Нестеренко, который, по версии следствия, также выступал организатором рейдерских атак в Санкт-Петербурге и Москве. Первое дело в отношении господина Нестеренко, являвшегося тогда гендиректором ООО "Бизнес-контракт", завели еще в 2004 году, когда он с сообщниками пытался захватить комплекс зданий НИИ эластомерных материалов и изделий. Через год господин Нестеренко стал фигурантом аналогичного дела в Санкт-Петербурге — об атаке на ОАО "НИПКП "Терминал"". Исполнители данных захватов получили по семь-восемь лет заключения, а организатору Нестеренко удалось скрыться. Вначале Генпрокуратура пыталась добиться его выдачи из Бельгии, а затем обратилась с аналогичным запросом в Белоруссию, куда он перебрался из Западной Европы. В прошлом году господин Нестеренко был задержан в Минске и экстрадирован в Россию, где следователь Гривцов предъявил ему обвинения по ст. 210 (организация преступного сообщества или участие в нем) и двум эпизодам ст. 159 (мошенничество в особо крупном размере) УК РФ. В конце прошлого года по ходатайству того же Андрея Гривцова Басманный райсуд продлил арест выданному Нестеренко до апреля 2010 года.