Как сообщалось ранее, 19 апреля Конституционный суд РФ решит судьбу судов присяжных для террористов. Обвиняемым по тяжким и особо тяжким преступлениям могут вернуть право на рассмотрение их дел с участием присяжных заседателей. Принятие подобного решения КС, по мнению экспертов, заставит государство принять меры по повышению уровня профессионализма сотрудников СКП и МВД.
Принятым в 2008 году законом были внесены исключения из общих принципов, закрепленных в Конституции. Было закреплено, что уголовные дела за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, например, таких как террористический акт, захват заложника или шпионаж, не могут рассматриваться судом с участием присяжных заседателей.
С юридической точки зрения каких-либо исключений из конституционных принципов быть не может, считает адвокат МКА "Трунов, Айвар и партнеры" Сергей Ребровский. "Более того, наш основной закон в силу общего характера норм позволяет судам присяжных рассматривать помимо уголовных дел также гражданские и арбитражные дела большой важности", — заключает он.
По мнению заявителей, действующее законодательство противоречит Конституции и нарушает принципы равенства всех перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, не позволяя реализовать обвиняемым свои процессуальные права. Согласно конституционным положениям, в России запрещено принимать законы, отменяющие или умаляющие права человека, а суд присяжных в большей мере, чем другие формы судопроизводства, гарантирует от судебных ошибок.
Конъюнктура момента говорит о том, чтобы суд принял решение не в пользу заявителей, полагает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. "Однако КС скорее всего займет выдержанную позицию и даст обвиняемым право на рассмотрение их дел судом присяжных, за исключением местности, где, например, введен режим контртеррористической операции. В противном случае суд был бы политическим орудием", — подчеркивает он.
В конце прошлого года президент РФ Дмитрий Медведев подписал поправки в УПК об изменении территориальной подсудности террористов. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 31 и 35 Уголовно-процессуального кодекса РФ" был внесен в Госдуму президентом и принят в первом чтении еще в сентябре. Он предусматривал введение в уголовную практику возможности изменения территориальной подсудности по особо тяжким преступлениям, связанным с терроризмом: террористическая деятельность, захват заложников, создание незаконных вооруженных формирований, угон воздушного судна. Предполагалось, что такие дела по ходатайству Генерального прокурора или его заместителя могут быть переданы в Верховный суд. В последующих чтениях редакция президента была изменена. "По ходатайству генерального прокурора или его заместителя уголовное производство о преступлениях террористического и экстремистского характера, если существует реальная угроза личной безопасности участников судебного разбирательства, их близких и родственников, передается в окружной военный суд по месту совершения преступления", — говорится теперь в тексте документа. Вопрос об изменении территориальной подсудности должен разрешаться коллегией, состоящей из трех судей Верховного суда, при участии прокурора, обвиняемого и его защитника в срок до 15 суток со дня поступления ходатайства. Данные поправки были окончательно приняты Госдумой 23 декабря 2009 года и одобрены Советом Федерации 25 декабря 2009 года.