ПРАВО.ru
Новости
6 мая 2010, 22:28

Госдума изменит порядок обращения взыскания на заложенное имущество

Госдума изменит порядок обращения взыскания на заложенное имущество
Комитет Госдумы по собственности сегодня рассмотрел ряд важных законопроектов Фото Право.Ru

Сегодня в Госдуме состоялось очередное заседание думского Комитета по собственности, сообщает пресс-служба палаты.

Члены Комитета под председательством Виктора Плескачевского рассмотрели проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части повышения эффективности приватизации государственного имущества), в который в ходе подготовки ко второму чтению было включено несколько содержательных поправок.

Так, Правительству РФ предоставлено право поручать продажу конкретных объектов федерального имущества отбираемым на конкурсной основе юридическим лицам, в частности банкам, инвестиционным компаниям, биржам. В целях реализации специальных инвестиционных программ Правительство РФ может осуществлять продажу объектов федерального имущества вне конкурсных процедур, установленных законодательством о приватизации в том числе путем выпуска IPO. Например, Правительство РФ может принять решение продать пакет акций судоходной компании некому стратегическому инвестору с условием, что последний вложит конкретные средства не только в развитие приобретенной компании, но и в модернизацию причальных сооружений, находящихся в федеральной собственности и не подлежащих приватизации.

Проектом также уточняется порядок проведения аукциона с понижением цены по так называемой "голландской схеме". Размер задатка для участия в приватизационных торгах предлагается снизить до 5% для субъектов малого и среднего предпринимательства и до 20% — для всех остальных.

Депутаты Комитета единогласно одобрили таблицу принятых поправок и текст законопроекта ко второму чтению.

Также Комитет по собственности рассмотрел подготовленный ко второму чтению законопроект "О признании утратившей силу части 5 статьи 9 Федерального закона „О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество“.

Законопроектом предлагается установить, что до 1 января 2011 года не будут применяются требования статьи 842 Федерального закона „Об акционерных обществах“ при приобретении кредитными организациями или иными указанными в законопроекте лицами акций, являющихся предметом залога по обязательствам перед кредитной организацией. В соответствии с положениями упомянутой статьи ФЗ „Об акционерных обществах“ лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого акционерного общества, обязано направить акционерам — владельцам остальных акций обязательное предложение о приобретении у таких акционеров акций и выкупить эти акции по средневзвешенной рыночной цене.

Приостановление действия статьи 842 ФЗ"Об акционерных обществах" для указанного круга лиц является одной из мер, направленных на поддержание стабильности банковского сектора экономики в условиях преодоления посткризисных явлений в экономике, поскольку позволяет кредитным организациям, принявшим в качестве обеспечения возврата кредитов крупные пакеты акций заемщиков, не расходовать денежные средства на приобретение непрофильных активов.

Депутаты приняли решение рекомендовать Государственной Думе принять законопроект во втором чтении.

Третьим вопросом в рамках процедуры взаимодействия с законодательными органами государственной власти субъектов РФ депутаты рассмотрели законодательную инициативу Государственного Совета Удмуртской Республики "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".

Законопроект в частности предусматривает отмену выплаты вознаграждения в виде процентов от стоимости имущества конкурсным управляющим при банкротстве и выплату им фиксированной суммы — 30 000 рублей.

В законопроекте предлагается заменить содержащееся в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" определение понятия "сельскохозяйственная организация" на новое, которое является юридически неопределенным, смешивает понятие производителей сельскохозяйственной продукции и ее переработчиков. Вводится новый критерий несостоятельности сельскохозяйственных организаций, отличающийся от универсального — задолженность не менее 500 000 р., просрочка исполнения обязательств — не менее 1 года.

Депутаты отметили, что новелла об отмене выплаты вознаграждения повлечет за собой резкое снижение качества конкурсного производства, нанесет ущерб кредиторам, приведет к злоупотреблениям со стороны конкурсных управляющих либо к массовому отказу последних от исполнения этих обязанностей. В ходе обсуждения также отмечалось, что принятие указанной правовой нормы приведет к тому, что кредиторы вместо подачи заявления о банкротстве будут прибегать к исполнительному производству, что обусловит обращение взыскания на имущество сельскохозяйственной организации, в том числе земельный участок, и распродаже имущества по частям. В результате сельскохозяйственная организация практически во всех случаях наличия задолженности будет вынуждена прекратить производство и ликвидироваться.

Предлагаемое законопроектом введение дополнительных требований к арбитражным управляющим в деле о банкротстве сельскохозяйственных организаций — наличие профильного образования, стажа работы в сельскохозяйственных организациях не менее 5 лет, из них не менее года на руководящих должностях, участие в не менее чем в двух делах о банкротстве — не учитывать, что согласно Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный кредитор, уполномоченный государственный орган, собрание кредиторов вправе установить дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего по профессиональному образованию, стажу работы, в том числе опыту работы арбитражным управляющим.

Положение законопроекта об обязательном направлении плана внешнего управления сельскохозяйственной организацией в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и орган местного самоуправления для получения заключений не соответствует функциям указанных органов, определенных Федеральными законами "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" и ущемляет компетенцию собрания кредиторов, утверждающих указанный план.

В статье 179 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" указано, что при конкурсном производстве преимущественным правом приобретения имущества должника обладают лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, земельные участки которых непосредственно прилегают к земельном участку должника. В законопроекте предусматривается право этих лиц на преимущественное приобретение не имущества должника, а только всего имущественного комплекса, что на практике из-за ограниченных финансовых возможностей соседних сельхозпроизводителей существенно снизит возможность реализации такого права, а значит и вероятность возобновления производства.

В соответствии с законопроектом участвующими в деле о банкротстве сельскохозяйственной организации предусматривается признать представителей органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления. Законопроекты аналогичного содержания ранее неоднократно отклонялись Государственной Думой, поскольку введение обязательного участия представителя органа исполнительной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления во всех процедурах банкротства сельскохозяйственной организации, в том числе в случаях, когда отсутствует задолженность по налогам и иным обязательным платежам противоречит установленному статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации базовому принципу автономии воли субъектов гражданско-правовых отношений и представляет собой необоснованное вмешательство государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов.

Депутаты Комитета рекомендовали Государственному Совету Удмуртской Республики воздержаться от внесения законодательной инициативы в Государственную Думу, произвести существенную переработку концепции законопроекта в аспекте учета замечаний и предложений Комитета по собственности.

Кроме того, депутаты Комитета по собственности в целях учета замечаний и предложений ГПУ Президента РФ уточнили редакцию подготовленного ко второму чтению проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 14 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Также на заседании Комитета была повторно рассмотрена новая редакция проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд", внесенного депутатом Госдумы О.Д.Валенчуком.

Депутаты отметили, что автором проекта не учтена главная, принципиальная претензия Комитета по собственности к концепции законопроекта, состоящая в наличии в нем ряда положений, которые при вступлении закона в силу могут способствовать проявлению коррупции в органах публичной власти и осуществлению рейдерских захватов собственности граждан и юридических лиц. Речь идет о предоставлении законопроектом возможности осуществления изъятия земельных участков так называемым "юридическим лицами, действующим в общественном интересе". При этом вся предлагаемая законопроектом процедура изъятия от "выявления органами власти заинтересованных лиц", направления такими лицами "ходатайства об изъятии земельных участков", принятия органами публичной власти решений об их изъятии под предлогом удовлетворения государственных или муниципальных нужд и, наконец, до прямого — минуя этап пребывания в государственной или муниципальной собственности — перехода изымаемого земельного участка из частной собственности одного лица в частную собственность "заинтересованного лица", "действующего в общественном интересе" представляется предельно коррупционноемкой, легитимизирующей рейдерские действия в отношении законных правообладателей недвижимого имущества.

Исходя из вышеизложенного Комитет по собственности не нашел оснований об изменении своего ранее принятого решения о невозможности поддержки концепции законопроекта, предусматривающей столь очевидное ущемление гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов частных собственников.

С учетом вышеизложенного Комитет по собственности подтвердил свои прежние рекомендации:

автору законопроекта — отозвать свою законодательную инициативу для кардинальной переработки ее концепции;

Комитету по строительству и земельным отношениям — направить законопроект на заключение в Комиссию Государственной Думы по законодательному обеспечению противодействия коррупции;

Государственной Думе — отклонить проект федерального закона №304493-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд" при его рассмотрении в первом чтении.