ПРАВО.ru
Новости
8 апреля 2010, 21:54

В Госдуме сегодня занимались проблемами аудиторов, приватизации и АО

В Госдуме сегодня занимались проблемами аудиторов, приватизации и АО
Комитет Виктора Плескачевского сегодня одобрил лишь два из трех рассмотренных законопроектов Фото Право.Ru

Сегодня в Госдуме под председательством Виктора Плескачевского состоялось очередное заседание Комитета по собственности, сообщает пресс-служба палаты.

Первым вопросом депутаты рассмотрели законопроект "О внесении изменений в ФЗ "Об аудиторской деятельности". В ходе обсуждения законопроекта депутаты поддержали его концепцию, заключающуюся в передаче саморегулируемым организациям (далее — СРО) аудиторов ряда функций по регулированию аудиторской деятельности, осуществляемых в настоящее время федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с законопроектом предлагается обязать СРО аудиторов утверждать правила независимости аудиторов и аудиторских организаций на основе правил независимости, утвержденных советом по аудиторской деятельности, выражающим интересы профессиональных участников рынка аудиторских услуг. По мнению Комитета, указанная новелла предоставит возможность конкретным СРО аудиторов при утверждении правил независимости наряду с обеспечением единых подходов учитывать специфику аудиторской деятельности применительно к различным отраслям экономики.

Законопроект предусматривает, что круг вопросов, предлагаемых лицам, претендующим на получение квалификационных аттестатов аудиторов, на квалификационном экзамене устанавливается единой аттестационной комиссией, создаваемой всеми СРО аудиторов, на основе перечня областей знаний, из которых формируются указанные вопросы. Согласно законопроекту такой перечень будет утверждаться советом по аудиторской деятельности. Участники обсуждения отметили, что переход к утверждению перечня вопросов для квалификационного экзамена профессиональными участниками рынка аудиторских услуг, имеющих опыт практической деятельности, позволит существенно повысить качество подготовки претендентов на получение квалификационных аттестатов.

В законопроекте предлагается дополнить перечень категорий юридических лиц, аудит финансовой отчетности которых проводится исключительно аудиторскими организациями, за счет включения в него организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также государственные корпорации и государственные компании. Указанная новелла также получила поддержку членов Комитета по собственности, поскольку обязательный аудит организаций с государственным участием будет способствовать повышению эффективности распоряжения государственной собственностью.

Законопроектом уточняются сроки создания единой аттестационной комиссии, начала проведения квалификационного экзамена в упрощенном порядке и прекращения допуска аудиторов, не имеющих квалификационного аттестата аудитора нового образца, к участию в проведении обязательного аудита. Поддерживая необходимость создания аттестационной комиссии до начала проведения квалификационных экзаменов, члены Комитета с учетом даты вступления рассматриваемого законопроекта в силу сочли возможным предложить при доработке законопроекта ко второму чтению перенести указанный срок — 1 июля 2010 года на 1 сентября 2010 года.

Депутаты Комитета рекомендовали Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.

Вторым вопросом депутаты Комитета по собственности рассмотрели проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", которым предлагается внести ряд поправок в отношении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, целью которых является ускорение реализации принятых решений Правительства РФ о создании вертикально интегрированных структур с участием государства, а также решений о продаже государственного имущества.

Законопроектом предусматривается отмена понятия "нормативной цены продажи государственного и муниципального имущества" и устанавливается, что начальная цена его продажи определяется на основе отчета об оценке имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В ходе обсуждения законопроекта депутаты отмечали, что отмена института нормативной цены и переход к установлению начальной цены продаж на основе рыночной оценки являются актуальными новеллами и позволят увеличить доходы бюджетов от продажи государственного и муниципального имущества.

В законопроекте предусматривается разрешить продажу акций акционерных обществ, балансовая стоимость основных средств которых превышает 5 миллионов МРОТ, не только на аукционах, но и на конкурсе, а также путем внесения в качестве вклада в уставной капитал иных открытых акционерных обществ. Указанное положение законопроекта также получило поддержку депутатов, которые вместе с тем предложили при подготовке законопроекта ко второму чтению дополнить его положением о преобразовании унитарных предприятий с небольшой стоимостью основанных фондов в ООО, а также таким способом приватизации, как продажа долей в уставном капитале указанных обществ.

Законопроектом предусматривается возможность использования электронных торгов в качестве формы проведения продаж государственного и муниципального имущества на аукционе и специализированном аукционе, конкурсе, при продаже акций акционерных обществ за пределами территории Российской Федерации, продаже акций акционерных обществ на бирже, продаже посредством публичного предложения, продаже без объявления цены.

Комитет по собственности счел, что включение в Федеральный закон правовых норм о проведении электронных торгов, в том числе в режиме "он-лайн", так как использование современных компьютерных и сетевых технологий повысит эффективность и оперативность продаж государственного и муниципального имущества.

Депутаты Комитета рекомендовали Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.

Третьим вопросом был рассмотрен законопроект "О признании утратившей силу части 5 статьи 9 ФЗ „О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество“. Рассматриваемый законопроект предлагает установить, что до 1 января 2011 года не будут применяются требования статьи 842 Федерального закона „Об акционерных обществах“ при приобретении кредитными организациями или иными указанными в законопроекте лицами акций, являющихся предметом залога по обязательствам перед кредитной организацией. В соответствии с положениями упомянутой статьи ФЗ „Об акционерных обществах“ лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого акционерного общества, обязано направить акционерам — владельцам остальных акций обязательное предложение о приобретении у таких акционеров акций и выкупить эти акции по средневзвешенной рыночной цене.

Депутаты отметили, что норма о неприменении положений статьи 842 ФЗ „Об акционерных обществах“ на срок до 1 января 2010 года в отношении кредитных организаций была установлена Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 306-ФЗ „О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество“. Данный законопроект фактически предлагает продлить этот срок еще на один год.

Приостановление действия статьи 842 ФЗ"Об акционерных обществах" для указанного круга лиц являлось одной из мер, направленных на поддержание стабильности банковского сектора экономики в условиях мирового финансового кризиса, поскольку данная норма ставила кредитные организации, принявшие в качестве обеспечения возврата кредитов крупные пакеты акций заемщиков, в трудное финансовое положение при обращении взыскания на эти акции, обязывая приобретателей заложенных акций выкупать акции у остальных акционеров общества.

Депутаты сочли возможным поддержать законопроект, принимая во внимание, что к настоящему времени все еще не до конца преодолены посткризисные явления в экономике в целом и финансовом секторе в частности. При этом, как считают депутаты, не должны пострадать имущественные интересы акционеров, акции которых должны быть выкуплены в результате направления обязательного предложения, поскольку фондовый рынок в текущем году в целом имеет тенденцию к росту, и после 1 января 2011 года по истечении срока неприменения положений о выкупе акций акционеры могут рассчитывать на больший размер выкупной стоимости акций, чем в настоящее время.