Хамовнический суд Москвы сегодня отказал в вызове в суд в качестве свидетелей председателя правительства России Владимира Путина и министра Минфина РФ Алексея Кудрина, передает из зала суда корреспондент "Право.Ru" Регина Резцова.
Сегодня с коллективными ходатайствами от защиты Михаила Ходорковского и Платона Лебедева выступил адвокат Лебедева Константин Ривкин.
В первом ходатайстве адвокат просил о вызове в качестве свидетеля по делу Владимира Переверзина, который сейчас находится в местах лишения свободы. Поэтому для допроса его необходимо этапировать в Москву.
Во втором ходатайстве защита подсудимых просила вызвать в суд в качестве свидетеля Владимира Путина и Алексея Кудрина. По мнению адвокатов, заявить повторное ходатайство им дали вновь открывшиеся обстоятельства по делу. В частности, во время своего допроса Ходорковский заявил, что Кудрин лично давал ему разъяснения об уплате налогов на нефть, а с Путиным Ходорковский выяснял вопросы налогообложения и ценообразования на нефть.
По словам Ривкина, эти свидетели ничем не отличаются главы Сбербанка Германа Грефа и министра промышленности и торговли РФ Виктора Христенко, которых суд вызвал на допрос в качестве свидетелей.
Защита подсудимых настаивание на том, что поскольку прокурор Валерий Лахтин говорит, что "способ хищения — ценовая разница", то это подлежит исследованию в судебном заседании.
Ривкин напомнил суду, что ранее бывший председатель правительства РФ Михаил Касьянов заявил, что, по его мнению, преследование Ходорковского и Лебедева имеет политические мотивы, и нет законных оснований для привлечения их к уголовной ответственности. Суд должен проверить версию о политической мотивированности процесса, для этого необходимо пригласить в суд Путина.
В третьем ходатайстве адвокаты подсудимых просили суд направить запрос в ряд иностранных государств для проведения допроса свидетелей Михаила Брудно, Владимира Дубова (Израиль), Владимира Шахновского (Франция) путем организации видеоконференции.
Адвокат высказал общее мнение защиты подсудимых о том, что данным свидетелям угрожает уголовное преследование на территории России, это следует из постановлений следователей Каримова и Хатыпова. И если эти свидетели окажутся в России, то их сразу же арестуют, несмотря на "президентские поправки". Такая форма участия в процессе необходима, чтобы сохранить жизнь и здоровье этих свидетелей.
Кроме того, адвокаты просили допросить живущего сейчас в Великобритании Дмитрия Гололобова, которой, по мнению гособвинения, являлся активным участником преступной группы. Гололобов с 1995 по 2004 год был постоянным консультантом ЮКОСа. Сейчас Гололобов готов дать показания как письменно, так и путем видеоконференции, о чем есть соответствующее письмо от него.
Также адвокаты настаивали на допросе бывшего руководителя казначейства ЮКОСа Андрея Леоновича. Как оказалось, в деле нет ни одного протокола его допроса, хотя он неоднократно допрашивался следователями в 2003, 2004году. Леонович, также как и Гололобов, живет в Лондоне.
Гособвинитель заявил, что ходатайство о допросе Переверзина не подлежит удовлетворению, потому что он заинтересован в исходе дела и не может быть объективным свидетелем.
По поводу ходатайства о вызове в суд Путина и Кудрина гособвинитель заявил, что слова Ривкина о том, что Ходорковский и Лебедев преследуются по политическим мотивам — является обвинением, а согласно ч. 3 статьи 15 УПК РФ, суд не является органом уголовного преследования. Обвинение не видит необходимости допроса ни Путина, ни Кудрина.
Гособвинение также высказалось против допроса свидетелей с помощью видеоконференции. По данным обвинения, у данных лиц есть все возможности явиться в судебное заседание и дать показания по делу, а допрос за пределами России невозможен.
Судья Виктор Данилкин отказал в удовлетворении всех ходатайств, заявленных адвокатами подсудимых.
Судья отметил, что суд не находит оснований для допроса свидетелей за рубежом, так как они могут быть допрошены и в Хамовническом суде Москвы. Ходатайство же о вызове в суд Путина уже разрешалось, сейчас суд не находит того, чтобы оно хоть в чем-то изменились.