В Хамовническом суде Москвы на процессе по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева был допрошен эксперт в нефтегазовой области гражданин США Уэсли Хон. Хон подтвердил, что деятельность ЮКОСа строилась по принципам вертикально интегрированных нефтяных компаний, принятым во всем мире, и что внутренняя ценовая политика российской нефтяной компании была "обычной практикой". Уэсли Хон также выразил уверенность, что ЮКОС не мог бы добиться процветания, если бы вся нефть компании, как утверждает следствие, была похищена подсудимыми.
Выступлению в суде специалиста по вопросам нефтегазовой отрасли из США Уэсли Хона предшествовала активная полемика между сторонами обвинения и защиты. Дело в том, что еще на прошлой неделе адвокаты просили суд приобщить к материалам дела и обозреть экспертное заключение о деятельности ЮКОСа, подготовленное господином Хоном. Прокуроры до вчерашнего дня изучали труд эксперта, а вчера на заседании возразили против его приобщения к делу, мотивировав свою позицию тем, что в процессе могут представляться только заключения специалистов, запрошенные официально — через Генпрокуратуру или Минюст. Заключение же господина Хона гособвинители сочли частным мнением. Платон Лебедев заявил, что аргументы прокуроров применимы лишь к действиям официальных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, а действия защиты регулируются иными нормами. Тем не менее, суд поддержал прокуроров.
Тут же стало известно, что автор объемного заключения находится в зале суда и готов дать показания. Прокуроры потребовали доказательств того, что Уэсли Хон действительно является экспертом. Адвокаты напомнили прокурорам, что свидетельствующие об этом документы находятся в вышеупомянутом заключении господина Хона.
В подтверждение своей компетентности Хон с помощью переводчика Юрия Сумова сообщил, что имеет степени бакалавра и магистра, что в нефтегазовой отрасли начал работать в 1977 году и занимал различные должности, в том числе консультанта во многих крупных нефтегазовых компаниях (эксперт привел их длинный перечень). Хон также сообщил, что американская юридическая фирма заплатила ему за потраченное на создание экспертного заключения время, "но не за сами выводы".
В своем выступлении Уэсли Хон рассказал суду, что в ходе своей многолетней работы изучал, в том числе, и деятельность ЮКОСа. "ЮКОС входил в двадцатку крупнейших компаний, поэтому данные о нем я стандартно анализировал, как и данные других аналогичных компаний",- пояснил господин Хон.
"Действия Ходорковского соответствовали действиям руководства, намеревающегося построить образцовую компанию, которая смогла бы достичь устойчивых показателей роста и долгосрочной рентабельности,- начал оглашать Хон тезисы своего экспертного заключения.- ЮКОС был сравним с другими российскими и зарубежными вертикально интегрированными нефтяными компаниями как в структуре, так и в операциях". "Управление в ЮКОСе осуществлялось на высоком уровне, при этом именно ЮКОС увеличивал свои запасы в 1990-2000-х годах быстрее всех, ЮКОС рос очень быстро в плане запасов нефти и газа",- сказал Уэсли Хон.
Отдельно эксперт остановился на вопросе ценообразования (манипуляции с ценами на нефть гособвинение считает составной частью преступной деятельности Михаила Ходорковского и Платона Лебедева). "Цена нефти на устье скважины в большой степени отличается от многочисленных базовых (эталонных) цен и фактических цен у конечного покупателя",- сказал Хон. Пока нефть идет к конечному потребителю, по словам Хона, она "набирает цену", и это — "общее мировое правило". Уэсли Хон отметил, что ЮКОС даже еще и переплачивал "Юганскнефтегазу", "чтобы помочь компании". "Во всем мире тогда головные компании платили немного больше добывающим компаниям, чтобы те оставались на плаву, и чуть меньше своим НПЗ,- добавил эксперт.- ЮКОС делал так же. Зато добывающие компании ЮКОСа покрывали свои издержки и продолжали добычу".
"Михаил Ходорковский сделал ЮКОС более открытой компанией. То, как Ходорковский управлял компанией, принесло выгоду самой компании, акционерам и в целом Российской Федерации",- резюмировал господин Хон. На вопрос адвоката, возможны ли были такие достижения у компании, если 350 млн тонн ее нефти были бы похищены (в этом обвиняются подсудимые), Уэсли Хон заявил: "Нет, это невозможно было бы сделать". "Нельзя было бы добиться таких устойчивых показателей роста, если бы вся нефть компании была похищена",- заключил эксперт. Сегодня его допросят представители гособвинения.