15 июня 2010 года в Госдуме прошли парламентские слушания на тему "О законодательном обеспечении механизмов саморегулирования и самоуправления в сфере ЖКХ", сообщила сегодня пресс-служба палаты.
В слушаниях приняли участие депутаты Госдумы, представители профильных министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, профессиональных участников рынка жилищно-коммунальных услуг.
Открыла и вела парламентские слушания заместитель председателя Государственной Думы Любовь Слиска. По ее словам, за последние 20 лет в России существенно изменилась структура собственности жилищного фонда, "доля частного жилья превысила 80 процентов, а показатель обеспеченности граждан жильем достиг уровня 21 квадратного метра на человека". ЖКХ остается одной из самых проблемных сфер социальной инфраструктуры, поскольку растет изношенность коммунального хозяйства, которая в некоторых регионах превысила 60 процентов.
Процесс реформирования ЖКХ идет в стране уже 15 лет, но особенно существенные изменения в сфере предоставления услуг по управлению недвижимостью произошли в 2004 году, когда был принят новый Жилищный кодекс, создающий возможность привлечения коммерческих структур для управления жилыми домами. Однако, как подчеркнула Л. Слиска, в Жилищном кодексе "не сформулированы признаки, что такое „надлежащее содержание“ дома и отсутствуют даже минимальные требования к управляющей компании". Ситуация, которая складывается в ЖКХ, характеризуется множеством проблем, среди которых наиболее острыми являются многочисленные правовые и финансовые злоупотребления со стороны привлекаемых к управлению недвижимостью организаций и отсутствие ответственности управляющих компаний и товариществ собственников жилья перед гражданам. Выход из сложившегося положения Л. Слиска видит во введении в данной сфере саморегулирования и создание механизмов материальной ответственности управляющих компаний перед гражданами.
На слушаниях было отмечено, что за последние два года в стране было создано более 10 тысяч частных управляющих компаний. Под их управлением находится 800 тысяч домов, в которых проживают более 70 миллионов человек. Наряду с данным процессом идет активное формирование товариществ собственников жилья (ТСЖ). На сегодняшний день зарегистрировано порядка 50 тысяч ТСЖ, объединивших 20 миллионов жителей. По оценкам экспертов, в ближайшие 2-3 года в сферу деятельности управляющих компаний и ТСЖ будут вовлечены свыше миллиона многоквартирных домов.
К сожалению не все они демонстрируют примеры добросовестного бизнеса. Так от злоупотреблений правом распоряжения деньгами жителей годовой ущерб собственникам жилья составляет по России порядка 65 миллиардов рублей. Практикуется одновременное выставление счетов разными компаниями, что приносит общий ущерб — 7,5 миллиарда рублей.
По мнению председателя Комитета Госдумы по собственности Виктора Плескачевского, эффективным выходом из сложившейся ситуации должно стать введение в сфере ЖКХ института саморегулирования в виде взаимодополняющей двухуровневой системы самоорганизующихся объединений. С одной стороны — саморегулируемых организаций управляющих компаний, обеспечивающих необходимый уровень материальной ответственности своих членов за качество предоставляемых ими коммунальных услуг потребителям. А с другой — самоуправляемых организаций ТСЖ, обеспечивающих защиту прав и интересов граждан как собственников жилья. Такая система будет способна обеспечить надлежащее регулирование сферы ЖКХ при сохранении баланса интересов всех заинтересованных сторон: государства (муниципальных образований), профессиональных участников управляющих недвижимостью и граждан.
Руководитель департамента жилищно-коммунального хозяйства Минрегиона России Ирина Булгакова сообщила, что в Минрегионе создана рабочая группа по разработке законопроекта о регулировании деятельности по управлению многоквартирными домами и обеспечении прав собственников помещений в многоквартирном доме. В разработке документа принимают участие Минэкономразвития РФ, Федеральная антимонопольная служба и Фонд содействия реформированию ЖКХ. В настоящее время, по ее словам, проект направлен членам рабочей группы на согласование и получение замечаний. "Основными положениями законопроекта является создание института саморегулирования многоквартирных домов, обеспечение безопасности эксплуатации многоквартирных домов, создание системы отраслевых стандартов качества для управляющих компаний, создание системы контроля за деятельностью управляющих компаний и саморегулируемых организаций (СРО), возможность выбора компании исходя из эффективности деятельности и создание системы профессиональной ответственности, в том числе имущественной. По приблизительным подсчетам страховых компаний, проведенным по запросу Минрегиона, обеспечение страхования ответственности управляющих компаний и членов саморегулируемых организаций составит около 1,5 руб. за 1 квадратный метр.
И. улгакова рассказала, что у рабочей группы есть замечания к законопроекту. "Саморегулирование несколько ограничит предпринимательскую свободу. Будут некоторые бюрократические проблемы для организаций, которые будут входить в СРО, выходить из СРО и т.д. Но это вопрос решаемый. Самая сложная проблема, которая сегодня есть — это создание компенсационного фонда СРО. По нашим подсчетам, создание фонда, который позволит организациям отвечать по своим обязательствам, в том числе по долгам коллег, которых они приняли в СРО, может привести к значительному увеличению стоимости жилищных услуг", — пояснила представитель Минрегиона РФ.
Первый заместитель генерального директора Фонда содействия реформирования ЖКХ Владимир Талалыкин в своем выступлении подчеркнул, сейчас одной из проблем является то, что к обслуживанию многоквартирным домом в отсутствие регулирования деятельности по исполнению регламента безопасности дома имеет возможность доступа практически любое лицо. Хотя многоквартирный дом — технологически сложная и по некоторым моментам опасная конструкция. К их обслуживанию должны привлекаться профессионалы.
Участники слушаний неоднократно отмечали в своих выступлениях, что самое большое число обращений граждан в органы власти всех уровней связаны с работой ЖКХ и стоимостью коммунальных услуг. Было решено поддержать инициативу Правительства Российской Федерации по изменениям в Жилищный кодекс, наделяющие регионы полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг в связи с нерациональной практикой их определения на муниципальном уровне из-за слишком большого числа произвольных решений и допускаемого разнобоя в подходах в сходных условиях, а также по закреплению за органами исполнительной власти субъектов Федерации полномочий по регулированию тарифов на услуги ЖКХ с возможностью делегирования этих полномочий только в те муниципалитеты, которые могут их качественно исполнять.
Участники слушаний рекомендовали Государственной Думе и Правительству подготовить необходимые изменения в законодательство в части закрепления институтов саморегулирования и самоуправления в сфере ЖКХ.