Теперь охотнику не могут отказать в праве "пострелять", не объяснив причины. Все они четко прописаны. Например, если документы недействительны или ружье не соответствует нормам. Такие правила утверждены приказом министерства природных ресурсов и экологии "Об утверждении порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов". Этот документ сегодня публикует "Российская газета".
Отказать охотнику могут также в тех случаях, когда орудие охоты или способ, указанный в заявлении, не соответствует международным стандартам на гуманный отлов диких животных. Причиной может стать и несоответствие установленному возрасту охотника или когда он указал запрашиваемый срок, превышающий установленный законом. И других причин для отказа быть теперь не может.
В этом главное отличие нового приказа охотохозяйству будет сложнее отказать в удовлетворении "первобытной страсти". Раньше, как говорит директор департамента государственной политики и регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов Антон Берсенев, отказ мог быть мотивирован чисто субъективно. За то, что чиновнику не понравился наряд или цвет глаз охотника, в выдаче разрешения для охоты в государственном лесу не откажут. Так что теперь, если отказали, можно пойти в суд. К тому же это помогает четко координировать работу отрасли.
В новых нормативах изменилось даже название документа, который необходимо получить охотнику перед походом в лес за добычей. Понятия "лицензия на охотничью деятельность", которое существовало до недавнего времени, теперь нет. А есть "разрешение на добычу одного или нескольких животных". Как объясняют в самом министерстве, хоть слово "лицензия" и давно в нашем обиходе, но ассоциируется оно обычно с алкогольным рынком или производством какой-либо продукции.
Но главное отличие в процедуре получения. "Порядок выдачи разрешений слегка усложнился, рассказывает Антон Берсенев. Заявление теперь подается в письменном виде в строго установленной форме и с целым списком документов". Отличия появились и в процедуре заполнения использованного разрешения. "Закрыть" его, то есть поставить отметку о добытом животном, можно не только ручкой, но и любым предметом, оказавшимся при охотнике. Например, с помощью охотничьего ножа, как в Америке или Канаде. У недобросовестных охотников больше не будет возможности "забыть ручку" и незаметно добыть еще парочку куропаток сверх нормы.
Также в приказе Мнприроды говорится, что разрешения выдаются как физическим, так и юридическим лицам на промысловую, любительскую и спортивную охоту. Отстрелом зверей можно заниматься в научно-исследовательских и образовательных целях или для регулирования численности обитателей леса. Правила распространяются и на закрепленные, то есть частные, угодья, и на общедоступные и особо охраняемые территории. Разрешения нужно получать ежегодно перед началом сезона, а оформление по закону должно занять не более пяти дней.
Причем в правилах даже появился пункт: "указывается адрес электронной почты". Как говорит Антон Берсенев, приказ максимально модернизирован с учетом современных требований.
Опубликован и другой приказ Мнприроды, в котором приведены нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов. Например, если на тысячу гектаров "проживает" больше 16 кабанов, то отловить можно от 50 до 80 процентов особей. Когда охотохозяйство исчерпает эти квоты, оно больше не сможет выдавать разрешения. Однако добыча волков, лисиц, куниц, норки, горностая или бобра настолько точно не ограничивается.
Новые правила стали весомым доказательством слов министра Юрия Трутнева о том, что техническая работа министерством закончена, и теперь минприроды будет заниматься "работой содержательной, ради которой полномочия и были переданы". С первого апреля этого года, напомним, правительство передало управление этой сферой жизни от минсельхоза к минприроды. Теперь законодательным обеспечением охотничьей деятельности занимается ведомство Юрия Трутнева. Приказ был подготовлен еще 23 апреля. Наконец его зарегистрировал Минюст. "Мы бы и раньше подготовили документ, говорит Антон Берсенев. Но начинать эту работу до первого апреля по понятным причинам не могли".
Оба документа должны создать благоприятный экономический климат в охотничьей отрасли, чтобы в нее пришли инвестиции. А значит, появились новые рабочие места, начали поступать налоги в казну. В стране около 5,5 тысячи охотничьих хозяйств, половина из них уже передана в долгосрочную аренду бизнесменам. Чтобы добыть кабана, охотники должны выложить от 20 до 50 тысяч рублей. Это не всем по карману. К тому же в наших лесах осталось совсем немного дичи. В 90-е годы, например, всероссийское стадо диких копытных уменьшилось вдвое. И тем не менее во многих районах этот ресурс наряду с рыбой в озерах единственное, что можно превратить в деньги и чем можно привлечь из более богатых мест граждан, готовых часть своих доходов оставить на охоте или на рыбалке.
Министр природных ресурсов и экологии России Юрий Трутнев рассказал в апреле, что его ведомство подготовило поправки в законодательству, согласно которым в России появится нормативная база для строительства рекриационых зон для охоты и туризма. По словам министра, в нашей стране самая большая площадь особо охраняемых природных территорий, которые почти никто не посещает ввиду отсуствия там инфрастуктуры. Если законы будут изменены, у представителей бизнеса появится возможность обустраивать природные заповедники. В качестве примеров последних Трутнев назвал Куршскую косу, озеро Байкал, Камчатку, Алтай. "У меня нет сомнений, что мы найдем людей, которые захотят обустроить, например, Долину гейзеров на Камчатке", сказал министр. Трутнев также высказался за расширение полномочий сотрудников заповедников. По его словам, "конечно, охота на животных из Красной книги это безобразие, и не только потому, что в ней участвуют руководители. Проблема стоит гораздо шире это браконьерство как таковое. Если браконьер VIP, это плохо, а если не VIP это что, хорошо? Наше законодательство, мягко говоря, не совершенно. Сегодня егерь не имеет права ни на что. Даже протокол не может составить. Он должен каким-то образом отвезти браконьера к милиционеру или милиционера к браконьеру и уже потом составить протокол. Но это абсолютно невозможно в лесу. Мы будем предлагать серьезную реконструкцию законодательства. Государство не обязательно должно обеспечивать весь объем охраны. У нас на это ни людей, ни денег не хватит", заявил министр.По его словам, готовящиеся поправки могут быть внесены в Госдуму к концу этого года.