Замминистра юстиции РФ Александр Смирнов считает несправедливыми обвинения в адрес своего ведомства. В частности, критике подвергается концепция развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации до 2020 года, призванная гуманизировать систему наказаний.
Об этом он заявил журналистам в ходе пресс-конференции, посвященной итогам парламентских слушаний по совершенствованию законодательства по вопросам уголовно-исполнительной системы, прошедших в парламенте Санкт-Петербурга.
"Мы встали на очень тяжелый путь совершенствования пенитенциарной системы. Мы занимаемся активной разработкой альтернативных методов наказания, включающих исправительные работы, домашний арест. Однако в последнее время у нас много оппонентов, — посетовал он. — Нас упрекают в том, что мы хотим освободить как можно больше сидельцев, но ведь смысл гуманизации системы исполнения наказаний в том, что защитить лица, совершившие малозначительные преступления от влияния наиболее опасных преступников в местах лишения свободы".
Экономические проблемы государства нельзя решать репрессивными методами, добавляет Смирнов, напоминая о тревогах людей, которые боятся, что "в условиях экономического кризиса освободившиеся граждане продолжат совершать преступления".
Замминистра сообщил о строительстве новых изоляторов, которые позволят избежать увеличения количества тюрем. "В целях гуманизации системы исполнения наказаний сегодня рассматривается более 15 новых федеральных законов", — сообщил он.
В свою очередь, председатель комиссии по правопорядку и законности ЗакСа Аркадий Крамарев посетовал на то, что в ходе парламентских слушаний, прошедших с утра в горпарламенте, были рассмотрены в основном вопросы, касающиеся прав осужденных. "Мы почти не касались прав работников службы исполнения наказаний, а ведь речь идет о сотрудниках, которые противостоят целой криминальной субкультуре", — напомнил Крамарев.
Напомним, что Министерство юстиции РФ закончило работу над законопроектом, который защитит тяжелобольных граждан от арестов. У следователей не будет права играть с жизнью человека. "Мы предлагаем дополнить статью 110 УПК РФ нормой, которая позволит отсылать к списку заболеваний тех людей, которые еще не осуждены и находятся под арестом", — сообщил министр юстиции РФ Александр Коновалов. — "Речь идет о том, что сегодня лица, осужденные к лишению свободы, могут освобождаться от наказания в случае тяжелого заболевания. Существует список таких заболеваний, утвержденный правительством РФ". А на подследственных и обвиняемых такая норма не распространялась. В результате здоровье подозреваемого порой становилось предметом торга со следователем, мол, признаешь свою вину — останешься на свободе и под наблюдением врачей. Нет — пойдешь в СИЗО, а там как судьба распорядится. Как бы ни была хороша тюремная медицина (а она, как уверяют некоторые эксперты, совсем не хороша), но сам воздух казенных домов вреден для здоровья. Не говоря уже о том, что подозреваемые и обвиняемые получались в заведомо невыгодном положении перед осужденными. У последних был шанс насладиться воздухом свободы при смертельном заболевании, иногда — провести на воле последние свои дни. А подозреваемого могли арестовать даже в инвалидной коляске и тихо угробить в тюрьме.