Завтра Госдума РФ рассмотрит в третьем чтении законопроект "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулировании рынком". Об этом говорится в документах нижней палаты Парламента.
Документ был внесен в Госдуму РФ Правительством РФ в декабре 2008 года, принят в первом чтении в апреле 2009 года, во втором чтении – 18 июня 2010 года. Законопроект направлен на совершенствование российского законодательства в сфере регулирования отношений, связанных с использованием "инсайдерской информации".
В частности, документ вводит в законодательство понятие "инсайдерская информация", устанавливает правовой режим ее использования.
По оценкам ФСФР России злоупотребления с использованием такой информации составляют примерно 3-4% от количества выявленных организаторами торговли случаев совершения нестандартных сделок (заявок).
Документ устанавливает следующие положения, касающиеся инсайдерской информации:
- дает определение понятия инсайдерской информации, соответствующее подходам, закрепленным в директивах ЕС, относящихся к сделкам инсайдеров и манипулированию рынком;
- устанавливает виды ценных бумаг, иных финансовых инструментов и товаров, к которым может относиться инсайдерская информация, и применительно к которым возможно ее неправомерное использование;
- определяет круг инсайдеров — лиц, располагающих инсайдерской информацией;
- устанавливает запреты на использование инсайдерской информации при совершении сделок;
- устанавливает требования к раскрытию инсайдерской информации, а также требования по ведению списков инсайдеров и предоставлению сведений о совершенных ими сделках.
Кроме того, законопроект определяет действия, которые будут признаваться как манипулирование рынком.
К ним законодатель отнес сделки, которые вводят в заблуждение при предложениях финансовых инструментов, спроса на них или их цены, а также такие сделки, которые обеспечивают поддержание цены одного или нескольких финансовых инструментов на необычном или искусственном уровне. К манипулированию отнесено совершение сделок с использованием фиктивных средств, обмана, махинации в любой форме.
Также законопроект устанавливает комплекс положений, которые должны будут предотвратить злоупотребление "инсайдерской информацией".
В частности, документ обязывает эмитентов, управляющие компании, организаторов торговли и других лиц принять правила доступа к инсайдерской информации в целях охраны ее конфиденциальности, назначить должностное лицо, отвечающее за осуществление такого контроля. При этом вводится правило, обязывающее лиц, принимающих участие в торгах, сообщать о фактах использования инсайдерской информации или манипулирования рынком ФСФР при условии сохранения анонимности такого сообщения. В свою очередь ФСФР будет обязано раскрывать информацию о наложенных административных взысканиях, о направлении предписания об устранении нарушений требований ФЗ.
Как передавало РБК, согласно поправкам, внесенным в документ ко второму чтению, ФСФР РФ будет определять исчерпывающий перечень инсайдерской информации.
Из законопроекта исключено понятие "вторичных инсайдеров" — лиц, которые получили каким-либо образом закрытую информацию от основных инсайдеров, установлен список потенциальных инсайдеров. Ими признаются руководство Центрального банка РФ, прокуратуры РФ, члены Национального Банковского Совета, руководство всех государственных служб и ведомств.
Законопроект предусматривает административную и уголовную ответственность за умышленное неправомерное использование инсайдерской информации.
Нормы об административной ответственности применяются со вступлением в силу закона, нормы об уголовной ответственности — через три года после опубликования закона. Закреплено общее положение о том, что лицо, неправомерно использовавшее инсайдерскую информацию, распространившее ложные сведения, не несет ответственность, если оно не знало, что такая информация является инсайдерской, а распространенные сведения — ложными.
Предполагается, что, если банк нарушил законодательство при работе на фондовом рынке, ФСФР имеет право отозвать у него лицензию на деятельность на рынке ценных бумаг, а после этого ЦБ РФ должен отозвать у банка лицензию на банковскую деятельность. Согласно поправкам, сотрудники СМИ не могут быть привлечены к ответственности за распространение ложных сведений, если в публикации дословно приводятся цитаты конкретных лиц или материал воспроизведен из публикации другого СМИ.