ПРАВО.ru
Новости
20 июля 2010, 12:58

За варку супа или стирку одежды для террориста можно сесть на 20 лет

За варку супа или стирку одежды для террориста можно сесть на 20 лет
Если депутаты одобрят проект без правок, то среди пособников, заслуживающих тюремного срока, могут оказаться и те, кто не имел ни умысла, ни представления о том, что помогает совершить теракт фото ИТАР-ТАСС

Как сообщалось ранее, Дмитрий Медведев решил ужесточить наказание как для террористов, так и для их пособников. Соответствующий законопроект с изменениями в Уголовный кодекс (УК) внесен в Госдуму. Если депутаты одобрят проект без правок, то среди пособников, заслуживающих тюремного срока, могут оказаться и те, кто не имел ни умысла, ни представления о том, что помогает совершить теракт.

О жестком преследовании пособников президент высказался в начале апреля во время встречи с лидерами партий, представленных в Госдуме. "На мой взгляд, по террористическим преступлениям нужно создать такую модель, когда любой, кто помогает — не важно, чем он занимается: суп варит или одежду стирает,- совершил законченный состав преступления",- заявил тогда Дмитрий Медведев. В связи с этим он предложил депутатам подумать, как "подправить законодательство", чтобы "переформатировать объективные и субъективные стороны такого преступления, как терроризм". И не дожидаясь итогов депутатских раздумий, внес собственный проект.

Президент в целом ужесточает наказание по всем антитеррористическим статьям УК. Он предлагает увеличить до 15 лет максимальный срок тюремного заключения за совершение теракта, за что пока в ст. 205 УК ("Террористический акт") предусмотрено максимум 12 лет. Точно так же с 8 до 20 лет увеличится максимальный срок для пособников, которых уличат в "склонении, вербовке или ином вовлечении лица" в совершение теракта (ст. 205.1 УК "Содействие террористической деятельности").

При этом Дмитрий Медведев дополнил ст. 205.1 специальным примечанием, в котором уточняется, что под пособничеством террористам следует понимать "содействие советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления". Кроме того, сообщником террористов будет считаться и гражданин, который пообещает им "скрыть предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы".

Спикер Госдумы Борис Грызлов пообещал вчера "принять закон как можно раньше", так как меры, предложенные президентом, необходимы, "чтобы земля горела под ногами у террористов".

"Все это правильно, но при одном условии,- заявил  зампред думского комитета по безопасности Геннадий Гудков ("Справедливая Россия").- Признавать кого-либо пособником террористов можно, только доказав в суде, что человек помогал "советами" и прочими услугами, имея умысел помочь совершению теракта". Но в тексте президентской поправки слова "умысел" нет, что, по мнению господина Гудкова, "удивительно". Ведь в той же ст. 205.1 УК, предусматривающей в том числе и наказание за финансирование террористической деятельности, специально оговорено, что наказывать можно исключительно за те финансовые услуги, которые оказаны "с осознанием того, что они предназначены для финансирования" терроризма.

В то же время предложенная президентом поправка выглядит юридически безупречной, потому что полностью воспроизводит ч. 5 ст. 33 УК ("Виды соучастников преступления"). И буквальный повтор этой части в антитеррористической ст. 205.1, как сказано в пояснительной записке к законопроекту, нужен для того, чтобы можно было "в целях усиления уголовной ответственности" пособников терроризму привлекать пособников "к уголовной ответственности без использования ст. 33 УК".

Но в этом случае "судить за пособничество начнут кого угодно и за что угодно", заявил директор Института прав человека Валентин Гефтер. Такова, по его словам, "юридическая техника". Сейчас когда кого-либо судят за пособничество по ст. 33 УК, то применяют ее в жесткой связке со ст. 32 УК ("Понятие соучастия в преступлении"), которая признает соучастием в преступлении только "умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления". Если же пособников начнут судить по ст. 205.1 в том "переформатированном" варианте, который предложил президент, то не нужно будет доказывать умысел. Впрочем, по мнению господина Гефтера, поправку Дмитрия Медведева можно сделать юридически безупречной: "достаточно слово "содействие" заменить словом "соучастие"". Правозащитник надеется, что депутаты Госдумы и сделают, и тогда "наказаны будут только те, кто сознательно помогает террористам".

Каких-либо антитеррористических инициатив в отношении СМИ Дмитрий Медведев не выдвинул. Хотя 2 апреля, когда он говорил парламентариям о тех, кто "суп варит", те, в свою очередь, (в частности, спикер Госдумы Борис Грызлов и спикер Совета федерации Сергей Миронов) сообщили главе государства, что "некоторые СМИ фактически стали играть на руку террористам, пытаясь убедить граждан… в том, что государство не в состоянии защитить граждан". Однако господин Медведев только ужесточает наказание за "публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма" (ст. 205.2 УК), увеличивая штрафы с 300 тысяч до 500 тысяч рублей, а также максимальный тюремный срок (с нынешних пяти до семи лет) за "призывы с использованием СМИ". Юридическое определение "публичное оправдание терроризма" президент сохранил неизменным: "публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании".

Непримиримых террористов нужно уничтожать, а "ошибшихся" — возвращать к нормальной жизни, заявил в апреле президент РФ Дмитрий Медведев. В интервью представителям американского телеканала "АВС News" глава российского государства отметил, что один из двух взрывов в московском метро 29 марта, в результате которых погибли 40 человек, совершила 17-летняя девушка, практически ребенок. "Но она приняла для себя решение, которое привело к гибели огромного количества людей. Почему? И это самый главный вопрос. Она относится к числу тех, кто вырос на Кавказе… это как раз та женщина, которая была замужем за одним из бандитов, причем это иностранный наемник. Он приехал в Россию из одной из стран для того, чтобы биться за свои весьма сомнительные цели. Он был убит. И судя по той версии, которой сегодня, насколько я понимаю, придерживается следствие, именно она была одной из женщин, которая привела в действие этот взрывной механизм", — рассказал президент.

"Почему она поступила так по отношению к абсолютно невинным людям? Очевидно, что здесь несколько причин. Во-первых, это радикализм, причем радикализм абсолютно жесткого фундаменталистского, экстремистского толка, который свойственен некоторым людям, приезжающим из-за границы, которые ведут борьбу и против нашего государства, и против многих других стран, и действуют, по сути, в масштабе большого террористического интернационала. Это те же люди, которые сидят в Афганистане, в Пакистане. Мы постоянно отлавливаем такого рода граждан или уничтожаем их. И когда мы смотрим их документы, то видим, что это люди, которые приехали из этих стран. Но эта женщина — она сама по себе из России, она просто была замужем за одним из таких бандитов. И когда он был убит, судя по всему, она приняла решение отомстить, но отомстить обычным людям", — сказал Медведев.