ПРАВО.ru
Новости
21 октября 2010, 22:11

Госдуме предлагают заняться образованием новых субъектов РФ

Госдуме предлагают заняться образованием новых субъектов РФ
Госдуме предлагают активнее участвовать в изменении карты РФ Фото с сайта www.edinros.ru

В Государственную Думу внесен проект федерального конституционного закона № 442501-5 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".

Авторами законопроекта выступили депутаты Госдумы И. Горькова, Ю. Коган, Ю. Напсо, В. Селезнев, А. Свистунов и Е. Тепляков, сообщается в материалах палаты.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" установлено, что инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации принадлежит субъектам Российской Федерации, на территории которых образуется новый субъект Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон (далее — ФКЗ) также определяет условия принятия и образование в составе Российской Федерации нового субъекта на добровольной основе, которым может быть иностранное государство или его часть (статья 4). Одновременно с международным договором вносится проект ФКЗ о принятии нового субъекта в Российскую Федерацию. Таким образом инициатива внесения ФКЗ в соответствии со статьей 4 может принадлежать как Президенту Российской Федерации, так и другим субъектам, имеющим право законодательной инициативы в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации.

Представляется необоснованным положение, закрепленное в статье 10 ФКЗ, согласно которому образование нового субъекта Российской Федерации принадлежит субъектам Российской Федерации, на территории которых образуется новый субъект. В то же время другие субъекты законодательной инициативы лишены возможности вносить законодательную инициативу об образовании нового субъекта Российской Федерации (например, о разделении субъекта Российской Федерации на несколько субъектов Российской Федерации). Статья 65 Конституции Российской Федерации не содержит ограничений по данному вопросу.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации круг субъектов законодательной инициативы об образовании нового субъекта из состава субъектов Российской Федерации должен быть расширен и в него должны быть обязательно включены Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (тем более, что в статье 5 ФКЗ предусматривается объединение двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации).

Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" также не решает вопрос о законодательной инициативе при разделении субъекта Российской Федерации на несколько субъектов Российской Федерации. Очевидно, что законодательная инициатива не может исходить от самого субъекта Российской Федерации, который сам должен предложить разделение своей территории. В таком случае законодательная инициатива видимо должна исходить от других субъектов законодательной инициативы.

С другой стороны, авторы законопроекта полагают, что некоторые вопросы при образовании нового субъекта Российской Федерации путем объединения субъектов Российской Федерации могут быть решены не на стадии подготовки принципиального решения об объединении их в единый субъект, а на стадии проведения референдума в соответствующих субъектах Российской Федерации, путем внесения соответствующего законопроекта об объединении субъектов Российской Федерации в новый субъект Российской Федерации.

Концептуальным в предлагаемом законопроекте является положение о том, что инициатива о создании в Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации может исходить не только от органов власти этих субъектов, но также и от некоторых иных субъектов законодательной инициативы, круг которых (с условием включения в него палат Федерального Собрания Российской Федерации) подлежит уточнению при дальнейшей работе над законопроектом.

Кроме того, концептуальным положением законопроекта является положение о том, что проект ФКЗ об образовании конкретного нового субъекта может быть внесен и до принятия на референдумах заинтересованных субъектов Российской Федерации решений об объединении этих субъектов. Предлагаемые изменения в Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" направлены на решение обозначенных вопросов. Конкретный проект ФКЗ об образовании нового субъекта Российской Федерации станет фактическим предложением о порядке решения вопросов, связанных с созданием нового субъекта Российской Федерации, но при этом он не может быть рассмотрен в первом чтении до принятия соответствующего решения на референдумах заинтересованных субъектов Российской Федерации, отмечают авторы законопроекта.

Ниже следует текст законопроекта:

" Статья 1

Внести в Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4916; 2005, № 45, ст. 4581) следующие изменения:
1) в статье 10:
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
"1. Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта может исходить от:
субъектов Российской Федерации, на территориях которых образуется новый субъект Российской Федерации (далее — заинтересованные субъекты Российской Федерации);
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.";

б) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. Совместное предложение законодательных (представительных) органов государственной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов Российской Федерации либо постановление палаты Федерального Собрания Российской Федерации о предложении об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта направляется Президенту Российской Федерации. Указанное предложение должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта. К предложению прилагается прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта. В качестве сопроводительных материалов одновременно представляется предложение о сроках проведения референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и формулировка вопроса, выносимого на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации.";

в) дополнить частью 21 следующего содержания:
"21. Одновременно с предложением об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта может быть внесен в Государственную Думу либо представлен Президенту Российской Федерации проект федерального конституционного закона, предусмотренного статьей 12 настоящего Федерального конституционного закона. Если такой законопроект не внесен в Государственную Думу и не представлен Президенту Российской Федерации, то к предложению об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в качестве приложения должны быть представлены предложения:
а) о действии законов и иных нормативных правовых актов заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации;
б) о порядке и сроках формирования органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации и о функционировании государственных органов и организаций заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации до сформирования органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации;
в) о правопреемстве нового субъекта Российской Федерации в отношении собственности заинтересованных субъектов Российской Федерации в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации;
г) о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год в связи с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта, если образование в составе Российской Федерации нового субъекта предполагает перераспределение бюджетных средств текущего года.";

г) часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. Президент Российской Федерации уведомляет о полученном предложении об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта органы государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и проводит с ними соответствующие консультации.";

2) часть 1 статьи 11 изложить в следующей редакции:
"1. Вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации после проведения соответствующих консультаций с Президентом Российской Федерации. В случае поддержки Президентом Российской Федерации инициативы об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в согласованной формулировке выносится на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. Вынесение вопроса об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации с различиями в его формулировке не допускается.";

3) часть 1 статьи 12 изложить в следующей редакции:
"1. Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта может быть внесен в Государственную Думу до проведения референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации. Указанный законопроект не подлежит рассмотрению в первом чтении до принятия на референдумах заинтересованных субъектов Российской Федерации соответствующих решений по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.".

Статья 2
Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. "