Как ранее сообщалось, Высший арбитражный суд РФ внес в среду в Госдуму законопроект № 446365-5 "О внесении изменений в федеральные конституционные законы "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам".
С текстом законопроекта можно ознакомиться здесь.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в федеральные конституционные законы "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (далее — законопроект, проект) направлен на реализацию статей 44 (часть 1), 46, 71 (пункт "о"), 118, 127 и 128 Конституции Российской Федерации, а также положений части IV Гражданского кодекса Российской Федерации посредством создания в Российской Федерации специализированного арбитражного суда по разрешению споров, связанных с защитой интеллектуальных прав.
Увеличение числа споров, связанных с интеллектуальными правами, объективно требует создания профессионального специализированного арбитражного суда, способного рассмотреть спор качественно не только с правовой точки зрения, но и с учетом специфики того или иного интеллектуального права, подлежащего защите. При этом рассмотрение таких споров, как правило, требует наличия специальных знаний (восполнить отсутствие которых у суда не может и проведение экспертизы, так как сама по себе экспертиза по таким делам нуждается в очень серьезной оценке). Создание такого суда позволит повысить эффективность системы защиты интеллектуальных прав в Российской Федерации с учетом международных стандартов.
1. Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения, связанные с созданием специализированного арбитражного суда в Российской Федерации, к компетенции которого относится рассмотрение споров в сфере интеллектуальных прав.
Предлагаемое название суда: Суд по интеллектуальным правам.
Законопроектом предусмотрено образование Суда по интеллектуальным правам не позднее 1 января 2012 года, а также определяется его компетенция и порядок формирования. Местонахождение Суда по интеллектуальным правам определяется Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, о чем официально извещает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Действие проекта распространяется на физических и юридических лиц, чьи интеллектуальные права нарушены, арбитражные суды, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, а также органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения.
2. Статья 127 Конституции Российской Федерации определяет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации как высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляющий в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающий разъяснения по вопросам судебной практики.
Частью 3 статьи 128 Конституции Российской Федерации закреплено, в частности, что полномочия, порядок образования и деятельности иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Федеральным конституционным законом.
Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" установлено, что арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации (статья 1). Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.
Статьей 4 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" закреплено, что арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией Российской Федерации, данным Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
Поэтому Суд по интеллектуальным правам создается путем принятия федерального конституционного закона о внесении изменений в федеральные конституционные законы "О судебной системе в Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
Проектом предусмотрено внесение изменений в статью 26 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", предусматривающую создание специализированных федеральных судов, поскольку ее действующая редакция распространяется исключительно на создание специализированных федеральных судов в системе судов общей юрисдикции, что вытекает из системного толкования положений статьи 126 Конституции Российской Федерации и части 3 статьи 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации".
3. Законопроектом устанавливается, что Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанции.
Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции будет рассматривать:
1) дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрета производства (ноу-хау), средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии;
2) дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем), в том числе:
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, а также органов, уполномоченных Правительством Российской Федерации рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения;
об установлении патентообладателя;
о признании недействительным патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, предоставления правовой охраны товарному знаку, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их признания недействительным;
о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием.
Указанные дела будут рассматриваться Судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.
В качестве суда кассационной инстанции Суд по интеллектуальным правам будет рассматривать дела, рассмотренные им по первой инстанции, а также дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов Российской Федерации по первой инстанции, арбитражными апелляционными судами.
Рассмотрение Судом по интеллектуальным правам споров о применении мер защиты интеллектуальных прав (в качестве суда кассационной инстанции) позволит обеспечить должное единообразие судебной практики.
4. Проектом также устанавливается порядок пересмотра решений Суда по интеллектуальным правам.
Решение Суда по интеллектуальным правам, принятое по первой инстанции, оспаривается в президиуме того же Суда в кассационном порядке. Участие судьи, входящего в состав президиума Суда по интеллектуальным правам, при рассмотрении дела в кассационном порядке не допускается в случае участия этого судьи при рассмотрении данного дела по первой инстанции, что вытекает из положений части 1 статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По спорам, связанным с нарушением интеллектуальных прав, дела, рассмотренные по первой инстанции арбитражными судами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в апелляционном порядке в арбитражных апелляционных судах. Кассационная жалоба по таким делам подается в Суд по интеллектуальным правам для рассмотрения в кассационном порядке.
Постановление, принятое Судом по интеллектуальным правам в кассационном порядке, пересматривается в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
5. Предполагается, что Суд по интеллектуальным правам будет состоять не менее чем из 30 судей. К судьям Суда по интеллектуальным правам устанавливаются требования в отношении возраста, стажа и порядка назначения на должность, предъявляемые к судьям федеральных арбитражных судов округов.
Для целей изучения специальных вопросов, возникающих при рассмотрении конкретных дел, относящихся к компетенции специализированного арбитражного суда, в его аппарате предусматривается формирование группы советников, обладающих квалификацией, соответствующей специализации суда.