В ближайший понедельник истекает срок внесения поправок в законодательство, касающееся Следственного комитета России. Неформальной рабочей группой депутатов Госдумы подготовлено в общей сложности 36 предложений в президентский проект, излишне расширяющий, на взгляд парламентариев, полномочия следователей будущего СК РФ, пишет "Независимая газета".
Как сообщил один из авторов поправок, член экспертного совета Госдумы по противодействию коррупции Дмитрий Горовцов, рабочая группа обратилась к главе президентской администрации Сергею Нарышкину и председателю нижней палаты Борису Грызлову с письменной просьбой продлить срок внесения изменений в текст законопроекта, однако до вечера вчерашнего дня ответ не был получен. Поэтому поправки все же были подготовлены, и глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин обнадежил их авторов: комитет внимательно рассмотрит подготовленные документы. Горовцов считает, что удастся реализовать процентов 60 из инициатив рабочей группы.
Напомним, при первом чтении законопроекта некоторые депутаты из разных фракций выразили категорическое неприятие усилению полномочий СК. Их оппоненты утверждали, что никакого расширения не происходит, поскольку полномочия у новой структуры остаются теми же, что и у нынешней. Между тем, указывают собеседники в рабочей группе, было бы несправедливо оставлять следователям СК РФ преференции прокуроров, которыми они пользовались по умолчанию, находясь внутри Генпрокуратуры.
Главная же претензия авторов поправок, вносимых в четыре закона — "О Следственном комитете РФ", "О прокуратуре РФ", "Об оперативно-розыскной деятельности" и УПК, — к "безнадзорности" следственных органов. Собеседники уверены, что следует изъять ту норму, в соответствии с которой прокурор может истребовать дело и проводить проверки только по жалобам. Депутаты намерены также расширить сроки на принятие решений прокурором с 10 дней до 30. Поскольку надзирающий орган, не вовлеченный в процесс следствия, не в силах освоить материалы в короткий срок. Более того, как выяснилось, законопроект предлагает прокурору за пять суток решить вопрос об отмене постановления о возбуждении дела, признавая его незаконным. Депутаты предлагают продлить этот срок до 30 суток: дело в том, что в случае обжалования следователями этого решения у вышестоящего прокурора останется время, чтобы объективно разобраться в деле. Этот же срок предложено определить для утверждения (или возвращения) прокурором обвинительного заключения. "Практика показывает, — рассказал депутат Александр Хинштейн, — что сегодняшний срок в 10 суток явно недостаточен, чтобы даже прочитать большое дело. Дело в том, что на предварительном следствии прокуроров к делам не допускают".
К чрезвычайным полномочиям СК авторы поправок относят право истребовать любые материалы ОРД. Эту норму предлагается исключить. Именно это положение горячо отстаивал, выступая в Думе, глава СК Александр Бастрыкин, настаивая на том, что иначе нельзя проверить документы, предоставленные оперативниками. "Но ведь за достоверность представленных материалов отвечают люди, которые их подписали. Получается, что следователи приобретают функции надзора", — указывает Хинштейн.
И, наконец, особое неприятие у парламентариев вызывает прописанное в законопроекте право следователей беспрепятственно заходить в любые помещения — независимо от форм собственности — и проверять документы этих структур. "Это идет вразрез со всеми последними законодательными изменениями, которые ограничивают сегодня проверки малого и среднего бизнеса, — утверждает собеседник. — Мы предлагаем определить, что это можно сделать только при осуществлении процессуальных полномочий, а не просто „полномочий“. То есть для этого потребуется ордер".
В соответствии с законопроектом руководители следствия не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел. Депутаты возмущены: выходит, объяснений не дождутся не только парламентарии, но и прокуроры, и общественность. В этом и видит главную безнадзорность следствия рабочая группа. "Если Дума не согласится с нашими основными поправками, то мы выпустим джинна из бутылки, — говорит Хинштейн. — Мы создадим орган, никому не подконтрольный, и это приведет к массовому нарушению прав и свобод граждан".
Начальник управления по правовому обеспечению Генеральной прокуратуры Олег Логунов поддерживает позицию депутатов: "Любой надзор усиливает законность происходящего. Любое отступление от надзора ослабляет законность, и мы в этом не заинтересованы".
В Следственном комитете РФ от комментариев отказались. Светлана Чарикова, помощник Бастрыкина, сказала, что с поправками не знакома.
Как сообщало "Право.Ru", Государственная Дума приняла 16 ноября в первом чтении пакет документов, касающихся деятельности Следственного комитета РФ. Как и следовало ожидать, документ в Госдуме обсуждали бурно. В частности, некоторых депутатов возмутил факт, что президент замыкает на себе и своем окружении руководство СК РФ. Кроме того, по мнению Виктора Илюхина из КПРФ не ясно, к какой ветви власти будет относиться СК РФ. По мнению лидера партии ЛДПР Владимира Жириновского, разделение функций необходимо и правильно, однако, по его словам, "нельзя делать из СК монстра", который будет карать и сажать. По его словам, необходим орган или аппарат по контролю за СК РФ, который будет докладывать президенту о состоянии дел. Депутат Александр Хинштейн от единороссов отметил, что будущее за единым следствием. Но в то же время, по его мнению, документы требуют системной доработки. Особенно это касается взаимодействия с органами прокуратуры. Нормы прокурорского контроля в законопроекте представлены недостаточно, отметил он. Однако независимое следствие может существовать только при сильном надзоре, и этот баланс нужно соблюсти, внеся поправки ко второму чтению, отметил он. Также Хинштейн согласился с мнением В. Илюхина о том, что за прокуратурой нужно оставить возможность возбуждение уголовных дел по материалам проверок.