ПРАВО.ru
Новости
9 декабря 2010, 11:31

Старший брат лидера Кущевской ОПГ сожительствовал с судьей

Старший брат лидера Кущевской ОПГ сожительствовал с судьей

Стали известны новые подробности о становлении банды в станице Кущевской, проникновении ее лидеров (Николая и Сергея Цапков) во власть. На счету банды, пользовавшейся покровительством силовиков и дружбой с государственными чиновниками, до сих пор не выясненное количество убийств, огромное количество изнасилований, захваты земель, поборы, пишет "Новая газета".

Последние десять лет кущевские милиционеры вспоминать не хотят совершенно. Зато охотно рассказывают о золотых девяностых. Тогда местное РОВД возглавлял Павел Корниенко. И он действительно пытался бороться с цапками. Сотрудники рассказывают, что у Корниенко был личный мотив: якобы Цапки посадили его сына на иглу. Местный криминал рассказывает другое: якобы Корниенко хотел сам обложить данью фермеров и давил Цапка как конкурента: "И не додавил, хотя в самом начале цапки вполне себе шпаной были". Но факт остается фактом — в те годы между "татарами" и Цапками существовали еще и немногочисленные "ментовские". Корниенко через связи в Краснодарском крае удалось выбить нормальное вооружение. Он создал в станице Школу кадрового резерва МВД и начал переманивать туда уличную молодежь. Создал отряд СОБРа.

Милиция давила Цапков "чисто физически". Случались драки между Цапками и сотрудниками милиции, избиения в КПЗ. Разгоняли сходки, приходили "в гости" на квартиры, Цапков задерживали в пятницу и выпускали в понедельник (так называемая карусель). В станице вспоминают даже о странных смертях членов группировки… Убивают самого известного насильника банды по кличке Грыз, затем — Рому Манка (Роман Мануйлов). Эти смерти в Кущевке приписываются "ментовским". Как величайшую доблесть милиционеры вспоминают: в 95-м Николай Цапок бежал от СОБРа прямо в чисто поле. Поймали за кражу мотоцикла и довели дело до суда… Результата суда, правда, милиционеры не помнят.

Помнят, как посадили Армена Саргсяна за попытку убийства сотрудника ОБЭПа. Мотива у Саргсяна не было никакого: кроме того, что Саргсян был шестеркой Николая Цапка, которому этот обэповец мешал, но заказчика следствие так и не установило.

"Мы действительно не могли их посадить, — вспоминает один из сотрудников. — Прокуратура и суд под них легли еще в 95-м". Суд — так даже в буквальном смысле. Федеральная судья Ирина Прозорова сожительствовала с Николаем Цапком. Когда его убили, судья шла во главе траурной колонны и несла его портрет.

(Ирина Прозорова в Кущевском районном суде уже давно не работает. Решением ККС Краснодарского края от 29 апреля 2005 года ее полномочия были досрочно прекращены. Причина - совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в высказывании угроз в адрес свидетеля по уголовному делу, систематическом грубом  и нетактичном общении с судьями  и работниками аппарата суда, появлении на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, нарушении Кодекса судейской этики. Николая Цапка убили в 2002 году, — примечание "Право.Ru").

Опера признают, что Цапки выигрывали не только из-за связей: "Оперативная работа всегда на стукачей опирались. Ведь кто не подстучит, так ты слепой и без ушей. А у них в этом плане куда лучше разведка работала. И дисциплина… Наш скажет: устал, утром я сменюсь, до дома. А те по трое суток могут в засаде сидеть. И мотивации у них было больше".

В 2000-м Павла Корниенко сменяет Владимир Финько. Тут же получает кличку Мерседес — не стесняется ездить на работу на подаренном белом мерседесе. Цапки, раньше появлявшиеся в ОВД только в качестве подозреваемых или задержанных, начинают прерывать милицейские планерки: "Есть, что обсудить". Шпана помельче развлекается: "Подойдут к сотруднику, в шаге остановятся, ржут, плюют под ноги". Происходит несколько драк, но теперь задержанными оказываются сами милиционеры. Это действительно унизительно, и многие оперативники и следователи уходят из милиции вслед за Корниенко.

После скандала с письмом Галины Крошки Финько переводят на должность главы РОВД Обинского района. Его сменяет Николай Черновский (Червяк). Бывшие коллеги отзываются о нем крайне презрительно и рассказывают, что Черновского в Кущевку переманили, купив ему коттедж и машину. Правда, Черновский довольно быстро переводится из Кущевки в Ейск, и ейские теперь на форумах высказывают претензии к станице за такой "подарочек". За ним приходит Бурнусов (Пластилиновый) — по словам сотрудников, "самый мерзкий". С 2005 года цапки открыто "крышуют" РОВД: закупают для отдела мебель, компьютеры, сплитсистемы, обеспечивают горячее питание…

Но основные дела Цапки имели вовсе не с начальниками ОВД. В 2002 году, когда Цапок-младший возглавил ОПГ, он "крепко дружится" с Александром Ходычем, главой РУБОПа, который, по идее, должен с организованной преступностью бороться. Первый серьезный совместный проект Ходыча и Цапка — врезка в трубопровод Тихорецк—Лисичанск на границе Ростовской области и Краснодарского края. Нефть доставляли на "самовары" под Ростовом, саму врезку посменно охраняли бойцы Цапка и милиционеры. Но очень скоро — буквально через две недели — врезку обнаружили. Приехали серьезные ребята из "Транснефти". Цапку и Ходычу объяснили, что нефть — это пока не их "уровень". Врезку убрали.

Проверку вела Ростовская областная ФСБ. Подполковник Ходыч  даже был в федеральном розыске и целых две недели не жил в станице. Потом розыск сняли, и  Ходыч вернулся уже полковником. И дуэт стал заниматься стандартными вещами. Ходыч получает звучную кличку Мистер Миллион. Миллион — нижняя планка ходычевской разводки. Хотя журналист разговаривала с людьми, которых группа Ходыча разводила и на 200 тысяч, и на 100 тысяч. Разводки были разнообразнейшие. Например, Ходыч мог пообещать жертве защиту от Цапков… Уверяют, что 50% самостоятельно собранных денег Ходыч отдавал Цапку и, конечно, оказывал силовую и юридическую поддержку. Через Ходыча цапки получили доступ к уголовным делам и вообще "внутренней" информации РОВД.

В РУБОП перетягивались лучшие, "самые борзые" опера, и в итоге сложилась весьма серьезная "группа Ходыча", конечно же, уступавшая Цапкам в численности, но родная им по духу. Их фамилии и клички известны в станице. Пока они на свободе. В 2008-м РУБОП расформировали, и Ходыч возглавил кущевский Центр по борьбе с экстремизмом. Ничего не изменилось. Отношения между Цапком и Ходычем "самые нежные". Цапок делает Ходыча своим кумом. Дарит ему и жене телефоны Vertu по полмиллиона рублей. Ходыч хочет соответствовать, и каждый май для коммерческих структур Кущевки — черный месяц. В мае — день рождения Цапка-младшего, и Ходыч "метается и жмет" всех, чтобы набрать денег на приличный подарок.

Кущевские милиционеры говорят, что рядовых сотрудников винить нельзя. Что есть общие направления, которые задает руководство, а "рядовой пэпээсник — ничто". "Говорят, что менты обосрались. А мы и не отрицаем. Только подумайте вот о чем. В первую чеченскую через Кущевку шло оружие вагонами. Мы у местного населения РПГ изымали, „калаши“, пулеметы даже… У Цапков тем более — всегда было все в порядке и с оружием, и с людьми. У нас — пистолет, который мы после смены сдаем в сейф. Все! А как защищать других, если себя не можешь?"

Об оружии, спрятанном у каждого второго кущевца и не пущенном в ход, и о "самозащите" сотрудники вообще говорят очень много. Кажется, они не чувствуют никакой вины перед жителями станицы. Они говорят: "Мы были в таких же условиях". Один сотрудник вообще заявил мне, что "если бы у меня изнасиловали дочь, я бы в милицию не шел – шел бы стрелять. Раз они не стреляли, значит, их все устраивало".