ПРАВО.ru
Новости
10 декабря 2010, 20:02

Правительство отказалось защищать директоров от произвола собственников

Правительство отказалось защищать директоров от произвола собственников
Фото Право.Ru

Правительство РФ отказалось поддерживать законопроект, изменяющий порядок расторжения трудовых договоров с руководителями унитарных организаций.  Минздравсоцразвития сегодня опубликовало сегодня проект отрицательного отзыва Правительства РФ.

Ранее "Право.Ru" писало о том, что в начале ноября депутаты Госдумы Андрей Исаев и Александр Хинштейн внесли в Госдуму проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 278 и 279 Трудового кодекса РФ".

Законопроект был разработан для уточнения порядка прекращения трудового договора с руководителем унитарного предприятия либо учреждения в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.

В Правительстве РФ пришли к выводу, что предлагаемая законопроектом редакция статьи 278 Трудового кодекса РФ устанавливает, что решение о прекращении трудового договора с руководителем организации по указанному выше основанию может приниматься в целях предотвращения возникновения условий, препятствующих реализации и защите прав и законных интересов собственника, а также законных интересов данной организации.

В абзаце первом части второй статьи 278 Трудового кодекса РФ в новой редакции предлагается указать, что решение о прекращении трудового договора с руководителем организации по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой данной статьи, т.е. в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора, может приниматься в целях предотвращения возникновения условий, препятствующих реализации и защите прав и законных интересов собственника, а также законных интересов данной организации.

В этой связи следует учитывать правовую позицию, выявленную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2005 года № 3-П, согласно которой закрепление в пункте 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ правомочия собственника расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, который осуществляет управление его имуществом, не обосновывая при этом необходимость принятия такого решения, направлено на реализацию и защиту прав собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, в том числе определять способы управления им единолично или совместно с другими лицами, свободно использовать свое имущество для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, т.е. установлено законодателем в конституционно значимых целях.

Названным Постановлением Конституционного Суда РФ положение пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ признано не противоречащими Конституции РФ.

При этом конституционно-правовой смысл пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ, выявленный в названном Постановлении Конституционного Суда РФ, в силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ", является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Порядок принятия уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора с руководителем организации регламентирован действующим законодательством.

В настоящее время положения Трудового кодекса РФ корреспондируются с положениями Гражданского кодекса РФ в части наделения собственника имущества необходимыми полномочиями по назначению и увольнению руководителя организации.

По общему правилу, установленному Трудовым кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ, права собственника имущества унитарного предприятия регулируются специальным законом.

Так, согласно ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия обладает совокупностью полномочий по управлению предприятием, в том числе, по назначению и отстранению от должности руководителя унитарного предприятия. Устав унитарного предприятия содержит порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора.

Вместе с тем, представляется нецелесообразным предусмотренное проектом закона внесение изменения в статью 279 Трудовой кодекс РФ, предусматривающего выплату компенсации при увольнении руководителя организации по решению собственника вне зависимости от виновных действий этого руководителя, отмечается в проекте правительственного отзыва.