ПРАВО.ru
Новости
21 декабря 2010, 19:57

Госдума приняла законопроекты об СК РФ и его следователях

Госдума приняла законопроекты об СК РФ и его следователях
Фото Право.Ru

Президентский пакет законопроектов о Следственном комитете РФ сегодня принят во втором чтении на пленарном заседании Государственной Думы, передает из палаты корреспондент "Право.Ru" Елена Шарпаева.

Депутатами принят проект базового ФЗ "О Следственном комитете РФ" и законопроекты "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия" и "О внесении изменений в некоторые ФКЗ в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия". 

Законопроекты были внесены Президентом РФ Дмитрием Медведевым 27 сентября 2010 года. Основная идея этой законодательной инициативы — вывод Следственного комитета из системы прокуратуры РФ, в целях повышения качества работы Следственного комитета РФ. Кроме того, законопроекты направлены на увеличение объективности следствия и увеличения раскрытия преступлений.

Базовый законопроект устанавливает основные задачи, принципы работы СК РФ, а также порядок прохождения службы в СК РФ, закрепляет особенности функционирования военных следственных органов.

Документом предусмотрено, что СК РФ будет руководить Президент России, в том числе он имеет полномочия на назначение председателя СК РФ. Заместители председателя СК РФ будут назначаться также президентом по представлению председателя СК РФ. Согласно документу, недопустимо вмешательство в деятельность СК РФ.

Основными задачами СК являются оперативное и качественное расследование преступлений, обеспечение законности при производстве предварительного следствия, осуществление процессуального контроля деятельности органов СК РФ.

Следственная служба  будет являться  видом госслужбы, поэтому требования и ограничения, запреты и обязанности,  предъявляемые к сотрудникам, регулируются также законом о государственной службе в РФ.

Сотрудники СК РФ не могут быть сотрудниками общественных объединений, занимающихся политической деятельностью, не могут заниматься иной деятельностью, кроме как научной, педагогической и творческой.

Кроме того, в СК не смогут работать граждане, имеющие судимость, в том числе погашенную, а также те, кто имеет  близкое родство с непосредственным руководителем.

Ко второму чтению, как доложил сегодня председатель Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, внесено 167 поправок, из них 119 принято, а 48 отклонено.

Понятию Следственного комитета дано новое определение, согласно которому он является федеральным госорганом, который осуществляет "полномочия именно в сфере уголовного судопроизводства при расследовании преступлений".

Также ко второму чтению уточнено, что порядок привлечения к уголовной и административной ответственности следователей "находится исключительно в компетенции следственных органов СК РФ" (статья 28 проекта ФЗ). При этом запрещено задержание, привод, личный досмотр сотрудников СК, досмотр вещей и используемого транспорта. Исключение составляют случаи, когда есть угроза безопасности иных лиц и задержание при совершении преступления.

К сегодняшнему чтению, кроме того, уточнено, что сохраняется прокурорский надзор за деятельностью СК РФ, к чему призывали депутаты разных фракций при рассмотрении законопроекта в первом чтении. Прокурорский надзор будет осуществляться непосредственно Генеральным прокурором РФ и „подчиненными ему прокурорами в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством“ (статья 44 проекта ФЗ).

Помимо этого, внесены поправки в статью „Рассмотрение в следственных органах и учреждениях СК России заявлений, жалоб и иных обращений“. Уточнено, что рассмотрение заявлений, обращений, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, а также и жалоб на действия или бездействия следователей осуществляется по в порядке установленном в УПК РФ. При этом решение, принятое руководителем органа СК или следователем, „не препятствует обращению к прокурору или в суд“ (в первом чтении норма об обращении к прокурору отсутствовала).

Еще одна важная поправка, которая принята ко второму чтению – исключена возможность беспрепятственного входа сотрудников СК в квартиры граждан и на земельные участки „в случаях пресечения совершения преступления, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление“.

Однако это не коснется помещений, занимаемых госорганами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, беспрепятственный вход сотруднику СК РФ туда разрешен, а также разрешен доступ к их документам и материалам. Как было уточнено ко второму чтению, такие действия могут осуществляться следователем лишь "в целях проверки находящихся у него в производстве сообщения о преступлении или расследования уголовного дела".

Кроме того, в документе ко второму чтению уточнено понятие сотрудник "СК РФ", обозначена система деятельности СК РФ. В систему СК России входят центральный аппарат и его подразделения  (в том числе Главное следственного управления и Главное военное следственное управление). В субъектах РФ создаются главные следственные управления и следственные управления СК России по субъектам РФ, межрайонные следственные отделы по районам и городам.

Внесено несколько важных требований к сотрудникам СК РФ. В частности, ко второму чтению прописано, что гражданин не может быть принят на службу в СК РФ, если он был уволен с госслужбы по дискредитирующим основаниям, не представил данные или представил ложные данные не только о своих доходах, но и о доходах, имуществе и обязательствах супруга, несовершеннолетних детей. Кроме того, установлено, что сотрудник СК России не может являться членом политической партии.