Предстоящую реформу МВД и преобразование нынешней милиции в российскую полицию, которое должно произойти уже через полтора месяца, прокомментировал министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев в интервью, которое публикует в четверг "Российская газета". Предлагаем вашему вниманию выдержки из этой беседы.
- Впервые в истории российского законотворчества законопроект "О полиции" был вынесен на общественное обсуждение в Интернете. Какие предложения участников были учтены?
- Очень многие предложения показались нам интересными и необходимыми, потому были включены в ту редакцию, с которой сегодня работают депутаты… Темы поднимались самые серьезные. Вот, например, право задержанного на телефонный звонок. А не предупредит ли он сообщников, не создаст ли трудностей следователям? Пришлось глубоко работать над формулировками, прорабатывать все эти детали. Сегодня редакция статьи 14 законопроекта звучит так: "Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством, имеет право сделать один телефонный звонок для уведомления близких родственников и близких лиц о своем задержании и местонахождении. Такое уведомление может сделать сотрудник полиции по просьбе задержанного".
- Одной из самых болезненных тем, связанных с работой милиции, является проблема кадров. Какой эффект новый закон, на ваш взгляд, окажет на сотрудников МВД и их работу?
- В законопроекте "О полиции" установлены четкие критерии приема на службу. Каждый потенциальный полицейский прежде всего пройдет комплексное изучение личности, психологическое тестирование и медицинское обследование. Тем, кто поступает на службу в полицию, действующие сотрудники и руководители будут давать рекомендации, и таким образом нести ответственность за их дальнейшие действия. Подобная практика давно и успешно апробирована в российских спецслужбах. Если человек совершит проступок или правонарушение, служебное расследование коснется и его поручителей.
Набор в полицию будет проходить только по результатам внеочередной переаттестации, параметры и технологию проведения которой определит Президент России.
В настоящее время в МВД России начата отработка методики определения кадрового потенциала руководящего состава органов внутренних дел. Офицеры из федерального кадрового резерва для своего последующего назначения на руководящие должности должны проходить тестирования на полиграфе — детекторе лжи, а также тесты, оценивающие их мотивацию и потребности. Для каждого руководителя выводится интегральная оценка его деловых качеств, наличия опыта работы, показателей образования и научной деятельности и т.п. Данная оценка используется при определении кандидатов на выдвижение на вышестоящую должность.
- Высокие требования, предъявляемые к сотрудникам, останутся пустым звуком без материального подтверждения. Возрастут ли социальные гарантии, зарплата у полицейских?
- Президент заявил, что лейтенант полиции в 2012 году будет зарабатывать не менее 33 тысяч рублей в месяц с последующим увеличением в зависимости от служебного роста и изменения выслуги лет. Уверен, что при таких условиях у сотрудников полиции появится серьезный стимул для добросовестного выполнения своих обязанностей. В настоящее время в некоторых регионах сотрудники получают втрое меньше.
Кроме этого, полицейским необходимо гарантировать права на обязательное медицинское страхование, обеспечение жильем, льготы на проезд в общественном транспорте. Сейчас, в соответствии с поручением главы государства, идет подготовка специального закона, где будут прописаны денежное содержание и соответствующие социальные гарантии.
- Какое структурное построение будет у полиции? В законопроекте оно не определено — в отличие от действующего Закона "О милиции".
- В законопроекте четко сказано, что данный вопрос находится в ведении Президента. Уже подготовлен проект соответствующего указа, который проходит согласование в заинтересованных ведомствах.
Отмечу лишь, что предлагаемая модель исключает деление полиции на блоки. Ее структура упрощена и не предусматривает такие подразделения, как медицинские вытрезвители при органах внутренних дел, приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, подразделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка. Предполагается объединение подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и подразделений по налоговым преступлениям, а также отрядов милиции специального и особого назначения.
- В ходе депутатских слушаний высказывались претензии по поводу того, что в законопроекте не регламентировано такое направление, как следствие. Может случиться, что со вступлением в силу закона "О полиции" МВД лишится следственных подразделений?
- Пожалуй, это одно из самых распространенных заблуждений. Отсутствие в законопроекте "О полиции" упоминания такой функции МВД, как ведение предварительного следствия, вовсе не означает, что с 1 марта 2011 года наши следователи останутся без работы.
Если посмотреть действующий Закон "О милиции", то и там вы не найдете упоминания о наших следственных подразделениях.
Органы предварительного следствия являются самостоятельным структурным подразделением министерства и не относятся к милиции. Это видно как из специальных званий, так и из самого их названия: Следственный комитет при МВД России, Главное следственное управление при ГУВД по городу Москве и т.д. Они входят в систему юстиции и являются процессуально независимыми от милицейского начальства. Их деятельность регламентируется в первую очередь Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Поэтому говорить о том, что они в одночасье перестанут существовать, ошибочно.
Президент РФ Дмитрий Медведев, озвучивая решение о создании самостоятельного Следственного комитета, четко сказал, что следствие в органах внутренних дел, равно как и в других правоохранительных органах, пока останется без изменений.
- Все чаще звучит мнение о необходимости выведения подразделений собственной безопасности из структуры МВД. Как вы к этому относитесь?
- Предложения о выделении подразделений собственной безопасности в самостоятельное ведомство не имеет под собой абсолютно никакой почвы. Напротив, можно с уверенностью сказать, что сегодня ДСБ является ведущим звеном правоохранительной системы, эффективно выявляющим преступления и правонарушения со стороны сотрудников органов внутренних дел.
Службы, которые контролируют состояние законности в ОВД, находясь вне системы МВД, уже давно имеются. Это и ФСБ, и Генпрокуратура.
Находясь внутри системы, подразделения собственной безопасности владеют гораздо большим объемом информации о курируемых сотрудниках. В частности, в МВД собственными силами выявляется более 65 процентов сотрудников, совершивших должностные преступления. А при выявлении фактов взяточничества — более 80 процентов.
Кроме того, имеется значительно больше возможностей для развития агентурной сети среди сотрудников органов внутренних дел и получения своевременной конфиденциальной информации, что способствует повышению качества проводимой работы.
Благодаря этому сегодня в ДСБ МВД, а также в территориальных подразделениях собственной безопасности имеется массив оперативной информации в отношении сотрудников ОВД и ФМС, сформированный и постоянно пополняемый за счет сведений, полученных как от гласных, так и негласных источников оперативной информации. Использование этого ресурса позволяет своевременно выявлять сотрудников, допустивших нарушения законности, действующих в интересах криминальных структур, и принимать кадровые решения при продвижении их по службе.