Председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов выступил против участия исполнительной и законодательной властей в процессе назначения руководителей региональных и районных судов. "Мы предлагаем, чтобы председателей и зампредов всех арбитражных судов назначал пленум ВАС, председателей и зампредов областных судов (общей юрисдикции) — пленум Верховного суда, а председателей и зампредов райсудов — собрание судей или президиумы областных судов", — заявил Иванов в интервью "Газете.Ru".
По закону "О статусе судей" назначение председателей региональных и районных судов, а также их заместителей производится Президентом России по представлению председателей соответственно ВАС (если речь об арбитраже) и ВС РФ. Для председателя и зампреда регионального суда также требуется положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей, а для главы и заместителя районного суда — заключение региональной квалификационной коллегии судей. Глав высших судов — ВАС и ВС — назначает Совет Федерации по представлению Президента России. Им также требуется положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей. Председатели всех судов назначаются на 6 лет, после чего могут быть переназначены.
Практику назначения глав высших судов — ВАС и ВС — Иванов менять не предлагает. Для этого, по его словам, потребовалось бы изменить Конституцию, "что невозможно, да и не нужно". Также не предлагается менять систему назначения судей в целом, сказал председатель ВАС. "Речь идет только о председателях и зампредах, уже являющихся судьями", — уточнил Иванов. Изменение системы назначения председателей региональных и районных судов гарантируют, что "председатели и зампреды перестанут оглядываться на исполнительную власть при принятии решений", — заявил глава ВАС.
Предлагаемое изменение системы назначения председателей судов не усилит зависимости нижестоящих судов от вышестоящих, от их мнения и сейчас многое зависит при назначении глав и заместителей нижестоящих судов, говорит Иванов. "Куда важнее то, что увеличится независимость от исполнительной и законодательной властей, судебная система будет отгорожена от других ветвей власти в большей мере, чем сейчас", — пояснил свой замысел глава ВАС.
По словам Иванова, с Президентом он свою инициативу еще не обсуждал, предварительное обсуждение было только с ВС: "В целом, этот подход находит понимание, однако идея требует значительной проработки".
Руководитель ВАС также считает, что из процедуры назначения председателей упомянутых судов должны быть исключены проверки со стороны правоохранительных и налоговых органов.
Формально местные власти участвуют только в процедуре назначения судей, из закона их участие в процессе назначения председателей региональных и районных судов не следует. На самом деле процедура назначения председателей этих судов включает составление "объективки" на кандидатов главным федеральным инспектором с последующим рассмотрением документа полпредом Президента и кадровым управлением администрации президента, пояснил источник в одном из высших судов. Ту же процедуру проходят кандидаты в судьи, а кандидаты в председатели и зампреды судов — минимум дважды. "Как будто вновь переназначают судьей", — пояснил источник.
Сомневается в действенности предложенной Ивановым меры судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова. "Сейчас судьи после назначения, как правило, теряют связь с органами, которые их назначили. А при изменении системы они будут зависеть от судебной бюрократии, через которую действует исполнительная власть. Ведь если властям что-то надо продиктовать (суду), они не делают это сами, а действуют через судебную бюрократию", — пояснила экс-судья. Впрочем, то, что назначения председателей судов предлагается передать коллегиальным судейским органам — пленуму и президиумам, может несколько снизить давление на них со стороны вышестоящих инстанций, отметила Морщакова.
Напомним, что ранее с инициативой по изменению порядка назначения судей выступил председатель Челябинского областного суда Федор Вяткин. Им предлагается целый ряд мер, в том числе законом предоставить помощникам судей более широкие полномочия, узаконить временные переводы судьи в другой суд, где требуется помощь, либо вообще назначать судей указом Президента не в конкретный суд, а в судебный район либо даже в субъект РФ.