ПРАВО.ru
Новости
16 марта 2011, 13:36

Глава ФССП хочет использовать своих симпатичных сотрудниц для заманивания должников

Глава ФССП хочет использовать своих симпатичных сотрудниц для заманивания должников
фото ИТАР-ТАСС

Директор Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков положительно оценивает идею Минюста об обязании должника предоставлять приставу декларацию об имуществе, а за уклонение или искажение данных привлекать к уголовной ответственности. Об этом глава ФССП заявил в интервью "Российской газете".

Напомним, что Минюст, кроме того, предлагает открыть приставам прямой доступ к некоторым базам данных органов государственной власти и спецслужб, в том числе МВД, налоговой, миграционной, таможенной, Росреестра, предоставить приставу право выносить постановление об ограничении специальных прав должника-гражданина, например, права на управление автомобилем. В числе инициатив ведомства также увеличение срока для добровольного исполнения с нынешних 5 до 10 дней, создание единого федерального банка данных исполнительных производств, введение процедуры медиации (примирения) в исполнительное производство и расширение возможности частных детективов, адвокатов, нотариусов по сбору информации о должнике и его имуществе.

Уточнив, что речь идет о проекте документа, который пока только обсуждается, Парфенчиков отметил, что "институт имущественной декларации в исполнительном производстве предусмотрен в законодательстве ряда стран Европы. Это вполне нормальная практика, которая хорошо себя зарекомендовала". При этом, отвечая на вопрос о том, что при детальном рассмотрении такое положение выглядит устрашающе, поскольку за уклонение от подачи декларации или искажение данных, согласно проекту, будет грозить уголовная статья, глава ФССП заявил, что "человек должен понимать свою ответственность в случае лжи".

Далее он отметил, что согласно Закону "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель вправе самостоятельно производить розыск должника, его имущества и розыск ребенка. "При этом нормативно не урегулировано также взаимодействие в сфере розыска между службой судебных приставов и правоохранительными органами, в первую очередь, конечно, органами внутренних дел. Необходимо регламентировать наше взаимодействие на подзаконном уровне", — считает главный судебный пристав РФ.

По мнению Парфенчикова, в настоящее время нужны новые схемы работы, которые позволяли бы проводить розыск должников по всей стране. "Представьте, алиментщика из Москвы объявили в розыск. Даже во Владивостоке должны знать, что его ищут. Кстати, сегодня в Законе „Об оперативно-розыскной деятельности“ не записано очень важной, очевидной задачи ОРД: возмещение ущерба, причиненного преступлениями. Это пробел, который нужно обязательно восполнять", — сказал он.

Говоря об ответственности за "злостное невозвращение кредита", директор ФССП заявил, что "как правило, неплательщик заявляет, что попал в трудную ситуацию и платить не может, а злого умысла у него нет. По этой же статье важно доказать умысел, что человек имеет возможность, но не хочет платить. В таком случае наличие данных о счетах за границей может стать основанием для возбуждения уголовного дела. К слову, санкция статьи предусматривает до двух лет лишения свободы. Фактически мы ставим человека перед выбором: или он меняет поведение и выполняет свои обязательства, либо предстает перед судом".

В то же время, по словам Парфенчикова, "все зависит от конкретных обстоятельств. Речь может идти и о применении административных мер воздействия: ограничения выезда за границу и тому подобное. Возбуждение уголовного дела — крайняя мера".

Комментируя громкий случай, связанный с подвохом в Интернете, когда приставы, разместив фото симпатичной блондинки, заманивали должника на свидание, глава ФССП сказал следующее: "Интернет — это опять же вид розыскной деятельности. Причем нередко поиск через Сеть ведется в интересах самих должников. Находим страничку человека в Интернете, сообщаем о долге, и он гасит задолженность. Еще раз подчеркну: далеко не все, кого мы ищем, злостные неплательщики.

В данном случае, считает Парфенчиков, проблема возникла именно из-за ошибки с фотографией. Сама технология поиска должника не вызвала правовых нареканий. "Просто надо было помещать фотографию, на использование которой есть права. Например, у нас немало симпатичных сотрудниц. Мы умеем учиться на своих ошибках. Позиция ФССП такова: мы вправе проводить такую работу в рамках разыскного дела. Главное, чтобы такая работа не ущемляла прав третьих лиц. Можно использовать фотографию сотрудника, сотрудницы нашей службы или, что более правильно, изображение, созданное с помощью фотошопа", — заявил директор ФССП.