Замоскворецкий районный суд Москвы удовлетворил ходатайство следствия об аресте борца Расула Мирзаева, после удара которого скончался студент Иван Агафонов. Судья, в частности, учла, что Мирзаев явился с повинной лишь через 4 дня после совершения правонарушения. Спортсмен, за которого на счет суда уже было перечислено в качестве будущего залога 5 млн руб., взят под стражу до 17 октября 2011 года.
Конфликт между чемпионом мира по смешанным единоборствам Расулом Мирзаевым и 19-летним студентом Иваном Агафоновым, после которого последний умер в реанимации, произошел вечером 15 августа у ночного клуба, расположенного в Бродниковом переулке в центре Москвы. Обладатель нескольких титулов чемпиона мира в силовых единоборствах Расул Мирзаев нанес студенту удар в голову, после чего в тяжелом состоянии молодой человек был доставлен в больницу, где спустя несколько суток скончался, не приходя в сознание. Вечером 19 августа 25-летний спортсмен добровольно явился к следователям, после чего был заключен под стражу. В настоящее время ему предъявлены обвинения по ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего), санкция которой предусматривает лишение свободы сроком до 15 лет. 22 августа Замоскворецкий суд принял решение освободить Мирзаева под залог в 5 млн рублей, но Мосгорсуд вчера отменил это решение.
В ходе сегодняшнего заседания следствие, прокуратура и защитники повторили свои аргументы за и против заключения Мирзаева под стражу. Адвокат Игорь Дергачев заявил, что оснований для ареста нет: поскольку Мирзаев явился сам в следственные органы, заявления о том, что он может скрыться или угрожать свидетелям – "надуманные". Защитник добавил, что раньше борец не привлекался к уголовной ответственности и характеризовался по месту работы положительно. Адвокат также заявил, что нет причинно-следственной связи между ударом, который нанес Мирзаев, и смертью Агафонова. По мнению адвоката, это скорее причинение смерти по неосторожности — ст.109 УК, которая предусматривает до 2 лет лишения свободы. Другой адвокат спортсмена Алексей Гребенской просил избрать меру пресечения в виде залога, даже если сумма залога будет увеличена. "[Мы] готовы внести в залог любую сумму", — добавил он, попросил приобщить к делу копии платежных поручений о том, что залог в 5 млн руб. уже внесен на депозит Замоскворецкого суда (деньги были перечислены Полиной Клиросовой – представителем спортивного продюссерского центра Fight Nights), а также предложил представить на обозрение суду загранпаспорт Мирзаева, где "нет ни одной действующей визы". Защита также готова отдать загранпаспорт органам предварительного следствия, как гарантию того, что Мирзаев не скроется за границей.
Суд частично удовлетворил ходатайство, убедившись, что в загранпаспорте Мирзаева действительно нет открытых действующих виз. В ходатайстве о приобщении копии "платежки" было отказано.
В свою очередь следователь Евгения Шаферова сообщила суду о том, что уже 17 августа было известно, что Агафонов в коме, однако Мирзаев явился в правоохранительные органы с повинной лишь спустя два дня – 19 августа, когда случай с избиением студента стал широко освещаться в СМИ. Следователь резюмировала, что, по ее мнению, Мирзаев может скрыться и оказать давление на свидетелей.
Прокурор Мария Ларкина также ходатайствовала о заключении Мирзаева под стражу. "Преступление совершено человеком, который обладал физическими навыками и преимуществом перед потерпевшим и знал о последствиях даже одного удара", — сказала прокурор. Никакая другая мера пресечения – ни залог, ни поручительство (за освобождение Мирзаева из-под ареста ходатайствовали Федерация самбо и 18 депутатов Народного собрания Дагестана) — по мнению прокурора, исходя из этих обстоятельств невозможна.
Кроме того, Ларкина попросила приобщить к материалам дела заявление от сестры погибшего Ольги Агафоновой, которая опасается за свою безопасность и безопасность своих близких и боится давать показания, если Мирзаев будет находиться на свободе. В подтверждение этих опасений Ларкина привела выдержку из заявления Агафоновой, в котором говорится, что несколько дней назад автомобиль с уроженцами Кавказа проехал мимо их дома. Суд приобщил ходатайство к делу, а адвокат Мирзаева Игорь Дергачев отметил, что заявление Агафоновой показывает: противоположная сторона настроена агрессивно и субъективно воспринимает ситуацию. Адвокат Гребенской добавил в свою очередь, что указанный в заявлении родственников Агафонова факт "не имеет отношения к его доверителю".
В суде также было зачитано обращение адвоката Игоря Трунова, защищающего интересы семьи Агафонова, который в свою очередь заявил, что единственно возможной мерой пресечения для Мирзаева считает арест. По его мнению, явка с повинной Мирзаева связана с желанием уйти от ответственности и выйти на свободу.
Поведение Мирзаева Трунов назвал "беспричинным агрессивным поведением в отношении молодого мальчика". В ответ Мирзаев заявил, что так называемый "мальчик" был ростом под два метра и весил "под сто килограммов", подчеркнув, что с его стороны это была самозащита. "Из меня маньяка делают, а из него младенца", — заявил он. Его поддержали и адвокаты. "Ни о каком физическом превосходстве не может идти речь, поскольку у покойного Агафонова был рост 190 см и вес 100 кг, а у Мирзаева рост 170 см и вес 65 кг", — сказал Дергачев. "Агафонов сам спровоцировал конфликт и сам полез в драку", — добавил он, отметив, что "характеризовать положительно из-за этого его не приходится". Адвокат также заявил, что Мирзаев не применял своих профессиональных навыков, поскольку не бил правой рукой в челюсть, а ударил студента тыльной стороной ладони.
Судья Юлия Новичкова, выслушав позиции сторон, согласилась с мнением следствия о необходимости арестовать Мирзаева. Она указала на то, что он явился с повинной только спустя 4 дня после совершения правонарушения. Кроме того, по ее мнению, арест позволит исключить для обвиняемого в тяжком преступлении возможность скрыться от следствия, а также оказать давление на свидетелей.
Адвокат Дергачев после заседания суда заявил журналистам, что решение об аресте — незаконное и необоснованое, и оно будет обжаловано защитой. Защита спортсмена также высказала мнение, что сегодняшнее решение суда "политизировано и было принято задолго до сегодняшнего заседания".
Мирзаев признает факт нанесения удара Агафонову, но отказывается от признания причинения смерти потерпевшему.
На сегодняшнем заседании суда было зачитано заявление адвоката Игоря Трунова, представляющего интересы семьи погибшего, который попросил предоставить ее членам госзащиту, указав на существующий в Дагестане обычай кровной мести.