ПРАВО.ru
Новости
6 сентября 2011, 21:20

Бесплатная юрпомощь населению станет доступной с 2012 года

Бесплатная юрпомощь населению станет доступной с 2012 года
Фото Право.Ru

Госдума приняла сегодня в первом чтении два президентских законопроекта, касающиеся оказания бесплатной юридической помощи гражданам России. Планируется, что система бесплатной юрпомощи населению должна заработать с 2012 года.

Законопроекты № 566817-5 "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и № 566836-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" были внесены Президентом России Дмитрием Медведевым в Госдуму в июне текущего года. С текстами законопроектов можно ознакомиться в СПС "Право.Ru" здесь и здесь. Напомним, что глава думского Комитета по госстроительству Владимир Плигин на заседании комитета сообщил, что эти законопроекты будут приняты до конца осенней сессии.

Законопроекты устанавливают, что участниками бесплатной государственной системы юрпомощи будут федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения, государственные внебюджетные фонды, а также государственные юридические бюро. В оказании гражданам бесплатной юрпомощи также смогут участвовать адвокаты и нотариусы. На получение такой помощи смогут рассчитывать малоимущие граждане, инвалиды I и II группы, ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Советского Союза и Социалистического Труда, дети-инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и другие.

Представляя сегодня законопроект, полномочный представитель Президента РФ в госдуме Гарри Минх отметил, что законопроектом устанавливается три вида бесплатной юрпомощи: правовое консультирование в устной и письменной форме, а также составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, и, в-третьих, представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях на бесплатной основе в случаях и порядке.

Напомним, что ранее  Верховный Суд РФ поддержал проект закона "О бесплатной юридической помощи в РФ".  Высший Арбитражный Суд РФ тоже высказался за принятие этого документа, однако предложил устранить ряд замечаний. В частности, ВАС РФ предлагает расширить перечень случаев предоставления бесплатной юридической помощи. В том числе,  предоставлять такую помощь гражданам при рассмотрении дел в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях. Федеральная палата адвокатов РФ в свою очередь поддерживает законопроект, однако обращает внимание на то, что предусмотренная система государственной бесплатной юридической помощи не рассчитана на получение бесплатной юридической помощи военнослужащими, которая оказывается  в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2005 года № 445, и финансируется из средств федерального бюджета. (О замечаниях и предложениях ВАС и ФПА "Право.Ru" писало здесь)

Ранее "Прав о.Ru" уже рассказывало о том, что члены комиссии по проведению экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (работает в составе Красноярского отделения Ассоциации юристов России, имеет статус независимого эксперта, аккредитованного Минюстом) пришли к выводу, что законопроект "О бесплатной юридической помощи в РФ" содержит серьезные недостатки и должен подвергнуться существенной правке.

Эксперты отмечали, что принцип доступности бесплатной юрпомощи для граждан последовательно не проводится по тексту законопроекта. В соответствии со ст. 21 законопроекта бесплатная юрпомощь оказывается только в суде первой инстанции. Однако это может не обеспечить в должной мере защиту прав гражданина. В условиях существующего риска судебной ошибки предлагается, чтобы при представлении интересов в суде, бесплатная правовая помощь завершалась, как минимум, подготовкой и подачей апелляционной или кассационной жалобы.

Кроме того, они указывали на то, что в проекте закона не установлены источники финансирования оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юрпомощь населению. В частности, в связи с введением в стране бесплатной юрпомощи предполагаются поправки в статью 26 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ", согласно которым оплата труда адвокатов, оказывающих бесплатную юрпомощь, является расходным обязательством субъекта РФ только при отсутствии в регионе государственного юридического бюро.  Эксперты отмечали, что непонятно, означает ли это, что при наличии государственного юридического бюро, адвокаты соответствующего субъекта РФ не участвуют в бесплатной государственной помощи. При этом подчеркивалось, что такое ограничение из законопроекта о бесплатной юридической помощи не вытекает — иные его нормы допускают совместное участие в оказании правовых услуг как адвокатов, так и государственных юридических бюро.