Члены нового общественного совета при МВД России получили горадо более расширенные полномочия по сравнению со своими предшественниками. Отныне они имеют доступ к внутренней документации МВД, право на посещение изоляторов временного содержания и на свидания с задержанными, пишет "Коммерсант". Однако, по мнению правозащитников, 38 новых "общественников", треть которых представляют деятели науки и культуры, не смогут эффективно "распорядиться появившимися возможностями". Между тем, у членов недавно сформированного общественного совета при ГУ МВД по Москве полномочия остались на прежнем уровне, хотя расширение их прав предусмотрены сравнительно недавним Указом Медведева.
Новый состав общественного совета при МВД РФ возглавил композитор Илья Резник. Членами структуры являются, в частности, глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева и экс-глава общественного совета при ГУВД Москвы, главный редактор агентства "РИА Новости" Светлана Миронюк, адвокаты Генри Резник и Анатолий Кучерена, ректор МГУ Виктор Садовничий и ректор СПбГУ Николай Кропачев, главред "Российской газеты" Владислав Фронин, замгендиректора "Первого канала" Кирилл Клейменов и замдиректора телеканала "Россия" Сергей Брилев. Культуру в совете представляют, помимо Резника, певица Татьяна Овсиенко, актриса Анастасия Мельникова, солистка Мариинского театра Мария Максакова, художник Александр Шилов и другие.
Первое заседание нового общественного совета вчера провел глава МВД Рашид Нургалиев, заявивший, что на присутствующих лежит большая ответственность, "потому что мы выстраиваем новую модель взаимодействия полиции и общества". В результате реформы члены совета получили полномочия, которых раньше не было. У них появился доступ к документации МВД, за исключением находящейся под грифом "секретно". Они имеют право доступа в территориальные управления и отделы полиции, а также в изоляторы временного содержания. Наконец, члены совета смогут посещать задержанных и проводить с ними беседы.
Источник "Коммерсанта" в МВД РФ подтвердил, что членам совета при МВД даны "максимально широкие" полномочия. "Совет впервые созван в рамках вступившего в силу закона „О полиции“, — отметил источник.— А там прописана функция общественного контроля над полицией".
Напомним, что Президент РФ Дмитрий Медведев 1 августа 2011 года подписал Указ, разрешавший членам Общественного совета МВД принимать жалобы на полицейских. Глава государства предоставил также членам Общественного совета право посещать без специального разрешения помещения, занимаемые органами внутренних дел, места принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, задержанных лиц и лиц, подвергнутых административному аресту, в порядке, установленном главой МВД. Они также могут ходатайствовать о проведении проверок соблюдения сотрудниками органов внутренних дел прав, свобод и законных интересов граждан, требований к служебному поведению, норм профессиональной этики, принимать участие в таких проверках и знакомиться с их результатами.
Казалось бы, такие же полномочия должны быть и у членов недавно сформированного общественного совета при ГУ МВД по Москве — он тоже создан в рамках закона "О полиции". Однако в положении о совете, которое опубликовано на его сайте, об этом нет ни слова. Его участники могут лишь запрашивать "необходимую для работы совета информацию", приглашать представителей руководства столичного ГУ МВД на свои заседания и проводить общественные слушания. "На единственном пока заседании совета о наших полномочиях не было сказано ничего",— сообщил "Коммерсанту" член общественного совета при московской полиции Александр Брод.
Между тем, некоторые правозащитники считают, что совет при МВД РФ своими полномочиями адекватно распорядиться не сумеет, и его работа окажется неэффективной. "В общественный совет вошли лишь двое из девяти представителей гражданского общества, которых руководству МВД рекомендовал президентский совет по правам человека, — заявила „Коммерсанту“ руководитель юридического правозащитного центра „Общественный вердикт“ Наталья Таубина.— Поэтому при всем уважении к представителям науки и культуры из совета я не верю, что они смогут в полной мере воспользоваться предоставленными возможностями".