Президент РФ Дмитрий Медведев подписал базовый закон "третьего антимонопольного пакета", которым, в частности, декриминализируется согласованные действия и вертикальные соглашения хозяйствующих субъектов на рынке, сообщает пресс-служба Кремля.
Федеральный закон "О внесении изменений в ФЗ „О защите конкуренции“ и некоторые другие законодательные акты РФ" устанавливает более четкие правила признания цен монопольно высокими, в частности, недопустимости признания монопольно высокой цены, сформировавшейся в ходе биржевых торгов. Сокращается перечень запретов на соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов и, соответственно, оснований признания таких соглашений картелями.
Устанавливаются дополнительные гарантии лицам, в отношении которых ведется производство по делам о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе путем установления минимально необходимого периода анализа товарного рынка. Он будет составлять не менее одного года. Осуществление контроля экономической концентрации в отношении иностранных лиц будет проводиться только в случае поставок такими лицами товаров в Россию в сумме не менее 1 млрд руб. в течение года, предшествующего дате совершения сделки. Также предусматривается ведение реестра физических лиц, привлеченных к административной ответственности. По мнению разработчиков документа, этот реестр поможет исключить случаи необоснованного привлечения к уголовной ответственности за однократное злоупотребление доминирующим положением.
Внесены изменения в статью 178 Уголовного кодекса РФ, из которой исключена ответственность за согласованные действия и вертикальные соглашения хозяйствующих субъектов. Таким образом, уголовное преследование будет осуществляться только за наиболее опасные для конкуренции деяния — картельные сговоры.
Среди основных новелл закона можно отметить "увеличение прав и предоставление дополнительных полномочий ФАС России". В частности, антимонопольная служба сможет отменять гостендеры, проведенные с нарушением правил, будет вести реестры лиц, привлеченных к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением и реестры должностных лиц органов власти, привлеченных к административной ответственности за ограничение конкуренции.
Кроме того, документом закреплены нормы, расширяющие перечень оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Таким основанием помимо поручений следователей, руководителей следственного органа, органа дознания станут и обращения антимонопольного органа при рассмотрении им заявлений, материалов или дел о нарушении антимонопольного законодательства РФ в отношении ограничивающих конкуренцию соглашений (картелей). Эти результаты антимонопольный орган сможет использовать при рассмотрении им заявлений, материалов или дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ограничивающих конкуренцию соглашений (картелей). Соответствующие изменения вносятся в закон "Об оперативно-розыскной деятельности".