Федеральный арбитражный суд Поволжского округа опубликовал на своем официальном сайте обобщение практики рассмотрения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства.
В обобщении анализируется судебная практика за период с 26 декабря 2009 года по 31 октября 2011 года (с полным текстом можно ознакомиться здесь). В документе отмечается, что если в 2010 году ФАС ПО было рассмотрено 16 дел, связанных с применением антимонопольного законодательств, то в 2011-м — 36. Основное количество рассмотренных Федеральным арбитражным судом Поволжского округа споров в этот период составляют дела о признании договоров недействительными, а также споры, связанные с признанием недействительными торгов.
В частности, анализируя одно из дел, ФАС ПО отмечает, что "обстоятельства непреодолимой силы, требующие незамедлительного заключения контракта на выполнение работ, могут служить основанием для размещения заказа у единственного поставщика".
Антимонопольный орган обратился в суд с иском о признании недействительным размещение муниципального заказа на выполнение работ по капитальному ремонту спортивной площадки и кровли здания школы, а также муниципального контракта. Антимонопольный орган посчитал, что контракт в нарушение статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о размещении заказов) заключен без проведения торгов.
Однако суды пришли к выводу, что исполнение школой контракта не нарушает баланса интересов сторон и является оправданным с точки зрения обеспечения охраны здоровья и безопасности детей. Таким образом, определенная совокупность факторов (аномально высокие показатели температуры воздуха, авария на магистральной сети, техническое состояние школы, заключение независимой пожарной экспертной организации о невозможности эксплуатации школы, существование реальной перспективы приостановления деятельности муниципального учреждения) послужила основанием для размещения заказа ответчиком у единственного поставщика. В силу того, что судом не установлено нарушений при формировании договорной цены и неэффективного расходования бюджетных средств, кассационная жалоба антимонопольного органа оставлена без удовлетворения (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.05.2011 по делу №А55-22893/2010).