Госдума сегодня единогласно приняла в первом чтении президентский законопроект, расширяющий сферу применения института конфискации. В случае принятия поправок, осужденный сможет отдать государству вместо имущества, полученного в результате преступления, свое собственное. Депутатов интересовало, смогут ли нововведения снизить коррупционные риски при реализации конфискованного имущества. Однако полномочный представитель президента в Госдуме Гарри Минх был вынужден их разочаровать, сообщив, что "они были, есть и, к сожалению, будут".
Согласно действующему УК РФ, на основании обвинительного приговора у осужденных могут быть изъяты и обращены в пользу государства деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения ряда преступлений, а также орудия, оборудование и иные средства совершения преступления (статья 104.1 УК РФ). При этом суд может вынести решение о конфискации с осужденного денег вместо предмета, подлежащего конфискации. Это допустимо, если изъять его в натуре невозможно из-за использования, продажи (статья 104.2 УК РФ). При этом конфискуемая сумма должна быть эквивалентна стоимости предмета, который изъять не удалось.
Однако в некоторых случаях у подсудимого нет достаточной денежной суммы для такой "замены", зато он обладает иным ликвидным имуществом, например недвижимостью, ценными бумагами, драгоценными металлами. В связи с этим законопроект предлагает расширить сферу применения этого правового института и ввести возможность конфискации не только денег, но и иного личного имущества осужденного на соответствующую сумму. Это будет возможно в том случае, если у осужденного нет требуемой суммы. При этом конфискации не будут подлежать единственное жилье осужденного и его семьи, предметы обычной домашней обстановки и обихода и т. п. (статья 446 ГПК РФ).
Депутат от партии "Справедливая Россия" Татьяна Москалькова попросила полномочного представителя Президента РФ в Госдуме Гарри Минха предоставить статистику за 2011 год о количестве приговоров суда, предусматривающих конфискацию имущества. Минх ответил, что таких приговоров за прошлый год было вынесено 700.
Задаваший следующим вопрос депутат от КПРФ Денис Вороненков поднял тему коррупции при реализации конфискованного имущества. Он поинтересовался у полпреда президента в Госдуме, не будет ли нововведение коррупциогенным и способствовать продаже имущества по заниженной стоимости.
"Риски, о которых вы говорите, они были, есть и, к сожалению, будут. Это касается любого вида человеческой деятельности, связанной с реализацией имущества либо в натуральной или денежной форме. Это может касаться не только сферы примения такого вида наказания как конфискация. Вы знаете, что аналогичной ситуация бывает и в рамках позитивного, а не карательного оборота передвижения имущества, в том числе денежных средств. В этом отношении наша поправка этих рисков не добавляет, но и не уменьшает", — ответил ему Минх.
Однако, видимо, это не смутило парламентарием, потому что они единогласно приняли этот законопроект в первом чтении.
С текстом законопроекта № 33010-6 "О внесении изменения в статью 104-2 Уголовного кодекса Российской Федерации (в части расширения сферы применения конфискации)" можно ознакомиться здесь.