Сегодня Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Основному закону положения закона "Об оружии", которые устанавливают фактически бессрочный запрет на владение нарезным охотничьим оружием для лиц, совершивших административные правонарушения в сфере оборота оружия.
Дело о проверке конституционности части десятой статьи 13 Федерального закона "Об оружии" по жалобам граждан Григория Белокриницкого и Василия Тетерина было рассмотрено 7 июня 2012 года.
Согласно фабуле дела, заявители обратились в лицензионно-разрешительные органы УВД по Ульяновской области для переоформления лицензии на хранение и ношение охотничьего оружия c нарезным стволом, однако получили отказ. Представители УВД обосновали свое решение тем, что заявители привлекались к административной ответственности за правонарушения в области оборота оружия. При этом в обоих случаях срок, в течение которого гражданин считается привлеченным к административной ответственности, уже истек. Суды общей юрисдикции признали действия полиции законными и отклонили жалобы заявителей.
По мнению заявителей, закон фактически устанавливает бессрочный запрет на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом для лиц, ранее привлекавшихся к административной ответственности за правонарушения в области оборота оружия. Они отмечали, что Кодекс об административных правонарушениях, в отличие от закона "Об оружии" не содержит понятия "лицо, совершившее правонарушение", что приводит к неопределенности их положения. Заявители считали, что закон несоразмерно ограничивает их права и ставит в неравное положение по сравнению с лицами со снятой или погашенной судимостью, которые, по их мнению, таким правом обладают. Заявители просили признать оспариваемое законоположение не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 9 (часть 1), 19 (часть 1), 45 (часть 2), 47 (часть 1), 55 (части 2 и 3).
Рассмотрев дело, КС РФ признал, что Конституция РФ прямо не устанавливает права на приобретение оружия. Его оборот связан с повышенной опасностью, поэтому законодатель вправе предпринимать соответствующие ограничительные меры. Огнестрельное оружие с нарезным стволом обладает большей дальностью стрельбы и убойной силой по сравнению с иными видами оружия, разрешенными к обороту. Исходя из этого, КС признал, что сам по себе запрет на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом правонарушителями в качестве административно-предупредительной меры, направленной на упорядочение оборота оружия в целях защиты жизни и здоровья граждан, обеспечения общественной безопасности, не противоречит Конституции РФ. Тем не менее, право на приобретение оружия способствует реализации других конституционных прав и свобод, и поэтому ограничительные меры не могут быть произвольными.
Пр этом КС подчеркнул, что конституционный принцип юридического равенства требует формальной определенности, точности, ясности и недвусмысленности правовых норм, а также их единообразного понимания и толкования. Оспариваемая норма закона в правоприменительной практике приобретает характер бессрочного запрета. Граждане подвергаются этому ограничению за совершение любого правонарушения в сфере оборота оружия, хотя такие правонарушения значительно отличаются по степени общественной опасности и причиняемому вреду. Таким образом, норма выходит за границы, очерченные конституционными принципами справедливости и соразмерности. Не указывая на конкретный вид ответственности, она позволяет устанавливать бессрочный запрет на приобретение гражданами охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом вне зависимости от степени общественной опасности и тяжести совершенного ими правонарушения, а также срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному или уголовному наказанию.
В этой мере положение части десятой статьи 13 ФЗ "Об оружии" признано Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ. Федеральному законодателю предписано изменить регулирование условий приобретения охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом правонарушителями. При этом он вправе определить сроки данного запрета в зависимости от тяжести противоправного деяния и обстоятельств его совершения.
Впредь до внесения соответствующих изменений в закон "Об оружии" запрет на его приобретение снимается по истечении срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (1 год) и после снятия или погашения судимости за совершение преступления (по правилам Уголовного кодекса РФ). Дела заявителей должны быть пересмотрены с учетом настоящего постановления.