В непривычно дружественной обстановке выступал сегодня с отчетом в Госдуме глава МВД Владимир Колокольцев, и в отличие от своего предшественника Рашида Нургалиева, он не услышал от депутатов ни единого критического слова. Да и что там было критиковать, если министр сам разнес первый этап реформы не хуже любого оппозиционера.
Провал реформы МВД
С самого начала министр заявил, что результаты первого этапа реформы МВД не устраивают в полной мере ни граждан, ни самих правоохранителей, а потому необходимо проведение дополнительных оргмероприятий и доработка нормативной базы. Назвал Колокольцев и четыре причины фактического провала реформы: "структурные просчеты при проведении реформирования, пробелы в ведомственной нормативной базе, недостаточно эффективное применение имеющихся сил и средств, а также низкие темпы внедрения современных технологий".
Рассуждая о первом этапе реформы, министр по сути объяснил, что она не просто не устраивает граждан и полицию в полной мере, а скорее, прямо навредила им. По его словам, МВД столкнулось с нехваткой участковых, сотрудников патрульно-постовой, дорожно-патрульной и ряда других служб, работающих непосредственно "на земле", несмотря на то, что 20-процентное сокращение личного состава органов внутренних дел в большей мере должно было затронуть обеспечивающие и штабные структуры. Особенно печально выглядит ситуация в сельской местности, где по итогам восьми месяцев 2012 года зарегистрирована пятая часть всех преступлений, совершенных в России. "На ситуацию там, по нашим оценкам, негативно повлияло сокращение почти на 40% количества территориальных органов внутренних дел на районном уровне", — заявил Колокольцев. При этом в целом ведомству не хватает 4,4% сотрудников.
Также безрадостно обстоят дела и с институтом участковых уполномоченных, который в ходе реформы "урезали" на 16%. Глава МВД отметил, что в результате "во многих регионах страны на одного участкового приходится по 6-7 поселений, зачастую удаленных друг от друга на десятки, а то и сотни километров". При этом, по словам министра, только 57% участковых обеспечены автотранспортом. Однако тут же Колокольцев, видимо, желая не нагнетать обстановку, заверил парламентариев, что уже "разработаны меры по увеличению количества участковых в таких районах и создания для них современных условий работы".
По словам Колокольцева, хуже всего дела обстоят в таких службах, как уголовный розыск и подразделения по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, где недокомплект сотрудников 6,6%, особенно велик дефицит штата в Москве и области, связано это "с лишением сотрудников этих подразделений региональных выплат".
Раз так не хватает сотрудников, почему не взять на работу тех, кого недавно сократили, предложила Алевтина Апарина из фракции КПРФ. Тем более, что во время переаттестации не со всеми из них поступили справедливо. Нет, отвечал министр, большой кампании по восстановлению бывших сотрудников не будет. "Мы в этом году приняли на службу в органы внутренних дел из числа тех, кто раньше проходил службу, порядка 46000 человек. Это небольшой процент — порядка 3,6%", — сказал Колокольцев. К тому же, добавил он, для бывших сотрудников милиции, которые добросовестно работали, барьеров для возвращения на службу не существует.
Проблема кадров
Помимо нехватки кадров после сокращения полиции, есть еще и проблема борьбы с теми, кто остался в ней и берет взятки или иначе нарушает закон. С такими, сказал министр, ведется бескомпромиссная борьба. Он напомнил депутатам про действующую сейчас персональную ответственность полицейских начальников за преступления подчиненных. "Искореняется практика увольнения по собственном желанию и задним числом сотрудников, совершивших правонарушение, несовместимое с их дальнейшей службой. Любое чрезвычайное происшествие становится предметом служебных проверок, а меры реагирования на него – достоянием средств массовой информации", — заверил министр.
На уточняющий вопрос Дмитрия Горовцова из "Справедливой России" о результатах такой борьбы, Колокольцев ответил, что в этом году взяточников в полиции стало на 26% меньше. Не уточнив, впрочем, о каком показателе идет речь — количестве возбужденных дел или всех выявленных фактов коррупции.
Очень абстрактным оказался ответ министра на вопрос единоросса Вячеслава Лысакова о том, каким образом МВД собирается минимизировать коррупционную составляющую между инспектором ГИБДД и водителем с учетом предстоящего повышения штрафов за нарушение ПДД. "Такая работа должна вестись поступательно, должна вестись повседневно и должна быть бескомпромиссной. Этим трем направлениям мы будем следовать, для того чтобы навести порядок в своих собственных рядах", — ответил министр.
Еще одной "проблемной точкой" в кадровом вопросе оказалась система подготовки сотрудников для службы в правоохранительной системе и серьезная текучка среди молодых сотрудников — заканчивают вуз и увольняются, прослужив меньше трех лет около 1000 человек в год. С ними тоже будут бороться, но не как со взяточниками, а наказывать рублем — в правительство РФ уже внесен проект постановления, определяющий порядок возмещения [курсантом] и размер затрат на обучение в случае отчисления из ведомственного вуза, увольнения из органов внутренних дел по собственному желанию или по отрицательным мотивам.
Перспективы
Рассказал Колокольцев и о приоритетных направлениях работы своего министерства — в основном, старых. Диалог с гражданским обществом, обеспечение открытости работы органов внутренних дел, использование видеоконтроля за соблюдением ПДД. От "палочной системы", сказал министр, остались "отдельные рецидивы", а в будущем одним из оценочных критериев в этом вопросе должно стать общественное мнение, основанное на уверенности каждого гражданина в личной безопасности.
Упомянул министр и о таком новшестве, как выплата награды гражданам за содействие в раскрытии наиболее опасных преступлений. Эта норма прописана в законе "О полиции", но раньше не было ведомственного акта, а теперь действует временное положение и уже в третьем квартале гражданам выплачено более 10,5 млн руб.
Рассуждая о том, как гарантировать право граждан на защиту со стороны правоохранительных органов, Колокольцев упомянул о рабочей группе министерства, которая рассматривает возможность исключения из уголовного процесса понятия "отказа в возбуждении уголовного дела". По мнению экспертов, отметил Колокольцев, это позволило бы избежать принятия необоснованных решений на самом важном, первоначальном этапе уголовного процесса. "Подобная практика распространена во многих странах и может обеспечить более качественную защиту законных интересов наших сограждан, исключить при этом возможность злоупотребления и правонарушений со стороны самих правоохранителей", — сказал он.
Ничего не попросил — значит, надо дать
Неожиданным оказался финал "правительственного часа", когда на трибуну поднялся депутат от ЛДПР Максим Рохмистров, который заявил, что впервые услышал от министра МВД тот доклад, который хотел бы. По его словам, депутаты поняли, что министр знает о проблемах и понимает, как их решать. При этом депутат удивился скромности Колокольцева. "У нас ничего не попросили, а у нас бюджет, — говорил депутат. — Меня настораживает, что у нас по сравнению с 2012 годом практически более чем на 300 млрд руб. сокращается финансирование МВД". В результате парламентарий призвал коллег поискать дополнительные источники финансирования серьезнейших программ МВД, в частности, "Безопасного города", по которой, среди прочего, и устанавливаются камеры видеонаблюдения.
От "палочной системы" не отказались
Заведующий сектором уголовного права и криминологии Института государства и права РАН Сергей Максимов считает, что "реформирование МВД сегодня – дело столь же благородное, сколько неблагодарное". К сожалению, любая попытка радикально улучшить работу ведомства на основе концепции, разработанной самим ведомством, обречена на провал, считает он. Опыт первого этапа новейшей реформы, начатой министром Рашидом Нургалиевым, по его мнению, подтверждает этот вывод.
"Для многих специалистов ущербность этой реформы была ясна еще до ее начала. Самореформа МВД давно стала невозможной. В этой связи не вызывает удивления то, что руководство страны приняло решение о проведении новой широкомасштабной административной реформы, концепция которой разрабатывается и внедряется, в сущности, вне ведомств, то есть сверху", — говорит он и напоминает, что к 1 ноября Агентство стратегических инициатив должно представить председателю правительства пакет "дорожных карт" по реформированию всех основных сфер государственного управления.
Председатель профсоюза сотрудников милиции Москвы Михаил Пашкин в своих оценках более категоричен — по его мнению, реформы МВД в России как таковой еще не было. Просто бездумно, без научного обоснования сократили 22% сотрудников на местах, но не сократили аппарат управления. По его словам, несмотря на противодействие Колокольцева, в министерстве по-прежнему сохраняется "палочная система". 47 человек подписали заявление о наличии "палочной системы" в ГУВД Москвы, рассказывает Пашкин, а потом приехал проверяющий из МВД, вызывает по одному, чтобы узнать инициатора написания этой бумаги, вместо того чтобы разобраться в сути дела. Он считает, что руководство МВД не желает понять простой истины: незащищенный сотрудник полиции не будет работать как положено, а без обратной связи с сотрудниками, гражданами успеха реформы не будет.
Соглашаются эксперты и с наличием кадрового голода в системе МВД, по их мнению, эта проблема возникла неслучайно: правоохранительные структуры приближались к ней в последние 20 лет.
В начале 1990-х годов средняя заплата в МВД не превышала $40, и нищий сотрудник милиции невольно превратился в настоящую угрозу национальной безопасности, говорит Сергей Максимов из ИГП РАН. В 1994 году на заседании экспертного совета ведомства по нормотворчеству впервые прозвучало предложение сократить численность МВД в четыре раза и во столько же раз увеличить денежное содержание сотрудников. "Эту идею тогда поддержало лишь несколько "теоретиков" легендарного Московского института МВД (впоследствии этот Институт был ликвидирован, по-видимому, в связи с окончательным "решением" проблемы организованной преступности в нашей стране)", — говорит эксперт.
По его словам, сейчас эта идея возродилась и даже получила поддержку руководства страны, но, увы, слишком поздно. "Поздно потому, что нынешнее МВД уже не имеет тех кадровых, в том числе научных, ресурсов, которыми оно располагало 20 лет назад. Профессиональное ядро, мотивированное на достижение реальных результатов в борьбе с преступностью, на трудовой заработок, растворилось", — считает он.
В результате центральной проблемой для руководителя ведомства, по его словам, стала проблема комплектования штатов правильно мотивированными сотрудниками при крайне ограниченных социальных ресурсах. "Сделать это в пределах срока полномочий одного министра практически невозможно, потому что в полицию приходят уже сложившиеся взрослые люди, которых можно научить основам квалификации преступлений, но нельзя воспитать в них достоинство и уважение к праву и справедливости, если эти чувства не были воспитаны в них в детстве", — убежден Максимов. По его мнению, настоящая реформа МВД должна начинаться со средней школы, но это уже за пределами компетенции главы ведомства.
Татьяна Берсенева, Алиса Штыкина