Совмещение в судах уровня субъекта РФ функций апелляции и кассации подвергает риску самостоятельность и независимость судебных инстанций, считает председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин и предлагает "структурное отделение судов кассационной инстанции от судов апелляционной инстанции". "Важно, чтобы эта третья инстанция существовала на отдельном уровне судебной системы, и этот уровень не должен быть привязан к государственно-территориальному делению. Должны быть образованы судебные округа, как было до революции 1917 года, которые не будут совпадать с государственно-территориальным делением. Это будет способствовать тому, чтобы суд был независим от других ветвей власти", — говорится в тексте доклада Зорькина к VIII Всероссийскому съезду судей.
При этом должна быть сохранена территориальная доступность кассационных судов. Возможно, по мнению главы КС, например, создание судебных присутствий кассационных судов в субъектах РФ или обеспечение доступности за счет более активного использования информационных технологий, в частности, видеоконференцсвязи.
Еще одна инициатива Зорькина, как говорится в докладе, по "комплексному совершенствованию судебной системы" — это создание института следственных судей, которые принимали бы решения об избрании меры пресечения, рассматривали жалобы и ходатайства сторон на стадии предварительного следствия, в целом осуществляли судебный контроль за расследованием уголовных дел. "В ситуациях, когда один и тот же судья в уголовном процессе и производит судебный контроль за следствием, и выносит решения по тому же делу в судебном заседании, не могут не возникать сомнения в независимости и беспристрастности юридического результата", — объяснил Зорькин необходимость этой реформы. Она, по его убеждению, повысит эффективность судебного контроля за следствием и объективность судебного разбирательства, "поможет разорвать "обвинительную связку" между следствием и судом и заодно, хотя бы отчасти, преодолеть тот "обвинительный уклон" в отечественном правосудии, о котором сказал президент России в своем послании Федеральному Собранию".