ПРАВО.ru
Новости
16 февраля 2013, 0:41

Мнение Верховного суда Госдуме не указ

Мнение Верховного суда Госдуме не указ
Фото Право.Ru

Дума в ближайшее время ужесточит наказания за "пьяные" ДТП с погибшими, но вопрос с отменой нулевого промилле обсуждать пока не собирается. Тем временем во фракции ЕР зреет раскол. Сегодня думский комитет по госстроительству поддержал законопроект единоросски Ирины Яровой, проигнорировав яростное сопротивление единоросса Вячеслава Лысакова. Один из разработчиков скандального проекта единоросс Александр Хинштейн дал понять, что депутаты не несут ответственность за последствия действия будущего закона, а также пообещал  настучать в комиссию по этике на своего оппонента.

Сегодня на заседании думского комитета по госстроительству обсуждался скандальный законопроект единоросски, главы думского комитета по безопасности Ирины Яровой об ужесточении наказания за "пьяные" ДТП, в которых погибли люди. Она внесла в Госдуму проект поправок в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях в декабре прошлого года, не дожидаясь обязательных отзывов Верхового суда РФ и правительства (то есть в нарушение регламента). Таким образом она опередила своего же коллегу по фракции Вячеслава Лысакова, который несколькими месяцами ранее разработал схожий документ, но до сих пор так и не получил отзыва Правительства РФ, а потому не стал вносить на рассмотрение парламента. Принципиальным отличием проектов является отношение к "нулевому" промилле: Лысаков предлагает его отменить, а Яровая — сохранить.

Суть предложений Яровой сводится к тому, что водитель, устроивший аварию в нетрезвом виде, в результате которой погиб один человек, должен лишаться свободы на срок от двух до 10 лет (сейчас — до семи лет), а водительских прав — на срок до трех лет. За "пьяное" ДТП с двумя и более погибшими предлагается заключение — от пяти до 15 лет заключения (сейчас — до девяти лет) и лишение водительского удостоверения сроком до трех лет. Таким образом, глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции предложила лишить судей возможности назначать за такие преступления наказание в виде принудительных работ. По идее Яровой, уголовная ответственность должна наступать и для тех водителей, которые, будучи лишенными водительских прав, сели за руль в состоянии опьянения (статья 264.1). В ней предлагается наказание в виде штрафа до 200 000 руб., принудительные работы до двух лет, либо арест до шести месяцев. Такие инициативы поддержали в Правительстве РФ, однако  Верховный суд выступил против. ("Право.Ru" писало об этом подробно)

Именно с рассказа о критике проекта со стороны высшей судебной инстанции и начал свой доклад о законопроекте единоросс Вячеслав Лысаков. Он зачитал выдержки из документа, согласно которым, снижению числа "пьяных" ДТП "может способствовать только системный подход к совершенствованию законодательства в области безопасности дорожного движения, а также принятие государством мер, обеспечивающих реализацию принципа неотвратимости ответственности". "Однако законопроект не предусматривает внесения изменений в действующее законодательство, которые обеспечивали бы комплексное решение обозначенной проблемы", — прочитал он. А дальше напомнил, что законопроект, разработанный рабочей группой комитета по госстроительству, наоборот, получил одобрение со стороны ВС.

"У меня возникает вопрос: почему мы должны дорабатывать явно дефектный законопроект, если у нас есть комплексный подход по улучшению безопасности дорожного движения?", — спросил он, но никто ему не ответил. Лысаков продолжил свое выступление словами о том, что только 7% ДТП от их общего числа совершаются пьяными водителями. Пьянство за рулем недопустимо, но даже если мы сведем его к нулю, то у нас останется еще 93% всех случаев, быстро говорил он. "Наш законопроект предлагает подходы по устранению правонарушений, наказание за систематические нарушения ПДД (бальная система штрафов). "Как показала практика, виновниками самых кровавых ДТП, являются водители, имеющие за плечами по 30-40 штрафов", — убеждал Лысаков коллег в преимуществе собственного документа.

Но суть выступления единоросса сводилась к одной мысли: ужесточение уголовной ответственности за такие нарушения допустимо только при отмене "нулевого" промилле и введения в законодательство критериев состояния опьянения. "Иначе мы получим социальный взрыв и осуждение совершенно невиновных людей", — говорил он, ссылаясь на судебную статистику, согласно которой до 20% водителей лишаются прав из-за обнаружения у них до 0,3 промилле.

"Брать на себя моральную, политическую ответственность за то, что данным законопроектом вводится уголовная ответственность без определения критериев состояния алкогольного опьянения <…> не собираюсь", — заявил он. Как абсолютное безумие он охаректеризовал норму о введении уголовной ответственности (статья 264.1 УК) за появление в пьяном виде за рулем человека, которого ранее лишили прав.

- Когда я слышу, что моими устами говорят лоббисты водочных компаний, я могу сказать, что устами моих оппонентов говорят лоббисты коррупционеров. Потому что коррупция в таком раскладе стопроцентная, — завершил свое выступление Лысаков, имея ввиду, что водители будут всячески пытаться "договориться" с сотрудниками ГИБДД.

- Я так понял, что у нас есть предмет обращения в комиссию по этике, — болезненно на последние слова отреагировал один из авторов скандального законопроекта, зампредседателя думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн.

Однако в разговор вмешался Владимир Плигин, заявив, что действительно, статью 264.1 нужно поправить ко второму чтению, поскольку под ее действие попадают и те, кто был лишен водительских прав за выезд на "встречку", закрытый номерной знак и т.п. "Нужно сузить действие этой статьи [до тех, кто лишен прав за пьянку]", — пояснил Плигин и попытался прекратить разговор о промилле, заметив, что в законопроекте об этом речь не идет.

- Вопрос возвращения промилле в той или иной степени не является предметом данного законопроекта, поэтому полагаю, что обсуждать эту тему сейчас абсолютно бессмысленно, — обрадовался поддержке Хинштейн. А затем он попытался ответить Лысакову на вопрос, кто возьмет на себя политическую ответственность за принятие закона. Судя по его ответу, депутаты тут будут ни при чем [ранее Хинштейн объяснил необходимость корректировки закона "О полиции" введением в заблуждение со стороны бывшего руководства МВД при принятии документа — ред.]. "Политическую ответственность на себя уже взяло, поддержав данный законопроект, Правительство РФ", — заявил гордо единоросс, добавив, что поддержку выразил и президент РФ Владимир Путин.

При этом, по его словам, заключение ВС для Думы "носит характер сугубо рекомендательный". В тоже время он попытался истолковать критику высшей судебной инстанции в пользу авторов законопроекта. Он зачитал статистические данные из отзыва, согласно которым в 2011 году к административной ответственности за пьянку за рулем и управление автомобилем (ч. 3 статья 12.8 КоАП) без прав было привлечено 549 150 человек, а за шесть месяцев 2012 года — 267 120 человек. Напомнив, что ВС говорил, что ужесточение ответственности приведет к росту судимых в стране, Хинштейн предложил смотреть на ситуацию иначе. "550 000 человек ежегодно в стране привлекается к административной ответственности, за то, что они уже будучи лишенными водительского удостоверения за управление в состоянии опьянения, вновь садятся за руль. То есть 550 000 потенциальных убийц, которые несомненно представляют для нас огромную социальную опасность", — произнес он. По его мнению, предлагаемые законопроектом новеллы как раз и приведут к снижению осужденных, люди просто не будут садиться пьяными за руль.

Неопределенную позицию в дискуссии занял депутат от ЛДПР Игорь Лебедев, который признался, что фракция еще не определилась, как голосовать по этому документу. В тоже время он поддержал идею усиления ответственности за "пьяные" ДТП. "Пока мы окончательно не скажем, каким должен быть нулевое промилле, не совсем корректно принимать законопроект об усилении ответственности", — добавил он. При этом его коллега по фракции Ярослав Нилов предложил автором законопроекта доработать проект еще до первого чтения (регламент Думы это позволяет) и перевнести его. 

- Доработайте [проект], не бегайте по комиссиям по этике, не тратьте время <…> Он сейчас никакой, — поддержал эту идею Лысаков.

- Жизнь вас, Вячеслав Иванович, ничему не учит. Придется поучить, — ответил ему Хинштейн.

В результате, благодаря голосам единороссов, законопроект был рекомендован Думе к принятию в первом чтении. Рассмотрение документа может состояться  20 или 22 февраля.