Госдума сегодня приняла в первом чтении президентский законопроект, согласно которому компенсировать пострадавшим в теракте вред, в том числе и моральный, должны не только террористы, но и их близкие родственники. Расплачиваться придется и тем, кто состоит с ним в родстве (свойстве), и те, "чья жизнь, здоровье и благополучие дороги ему [террористу] в силу сложившихся личных отношений". Механизм компенсации вреда пострадавшим в законопроекте не описывается, зато изложено, как оно будет обращаться в доход государства. В казну пойдет не все имущество и сбережения близких террориста, а только то, что получено в результате террористической деятельности. ФСБ будет вправе истребовать информацию о происхождении имущества у его владельцев. "При отсутствии достоверных сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества" материалы будут направляться в прокуратуру, а та при согласии с версией оперативников сможет обращаться в суд с заявлением об обращении этого имущества в доход государства.
Представляя сегодня документ в Госдуме, официальный представитель президента, замдиректора ФСБ Юрий Горбунов ссылался на то, что подобные меры уже используются в Великобритании, Германии, Франции, Китае, Италии и других государствах. А сам механизм проверки законности доходов, убеждал депутатов Горбунов, не новшество — он существует в системе контроля за доходами должностных лиц.
Его поддерживала глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции, единоросска Ирина Яровая Яровая, объяснявшая коллегам, что "общая задача сделать максимально невыгодным участие в террористических сообществах". "Поэтому возложение ответственности, в том числе на родственников и близких лиц, в рамках гражданского судопроизводства, возможность изъятия в судебном порядке, которое было добыто и приобретено в результате преступной террористической деятельности, будет являться несомненно дополнительным побуждающим моментом, к тому чтобы лица добровольно отказывались от преступной деятельности, либо сообщали о начале такой деятельности", — говорила Яровая с трибуны.
С ней никто не спорил и не поднимал, как ранее это делал единоросс Александр Хинштейн, вопрос о фактической компенсации имущества у родственников террориста ("Мы отменяем принцип презумпции невиновности"). Наоборот, эсер Олег Нилов предлагал распространить эту новеллу "на коррупционеров, на наркодилеров".
Помимо этого законопроект, внесенный в Госдуму в сентябре 2013 года Владимиром Путиным ужесточает наказания для террористов. В частности, за создание незаконного вооруженного отряда или его финансирование предлагается лишать свободы не от двух до семи лет, как сейчас, а от трех до 10 лет (ч.1 ст.208 УК). В два раза — до шести лет заключения увеличивается максимальное наказание за участие в такой незаконной группе, наказывать будут и тех, кто участвует в незаконной банде за рубежом, а ее действия противоречат интересам России (ч.2 ст.208 УК). В Уголовном кодексе должны появиться сразу три новые статьи: "Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности" (ст. 2053 — от пяти до 10 лет лишения свободы), "Организация террористического сообщества и участие в нем" и "Организация деятельности террористической организации и участие в ней" (ст.2054 и ст.2055 — за организацию 10-15 лет колонии, за участие — 5-10 лет заключения).
С текстом законопроекта № 347667-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования законодательства в сфере противодействия терроризму) можно ознакомиться здесь.