Судебная коллегия Верховного суда сократила на полгода до полутора лет срок ограничения свободы для Станислава Богданова, убившего и ограбившего в сентябре 2012 года мирового судью Сергея Жиганова. Основное наказание, назначенное приговором Новгородского областного суда осталось без изменений — 23 года в колонии строгого режима.
Богданов, 26-летний житель Великого Новгорода, был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п.п. "б", "в" ч.2 ст.158 УК РФ (кража), п. "з" ч.2 ст.105 УК РФ (убийство, сопряженное с разбоем), п. "в" ч.4 ст.162 УК РФ (разбой), ч.2 ст.325 УК РФ (похищение паспорта и другого важного личного документа). Преступление он совершил 23 сентября 2012 года в поселке Крестцы, куда знакомый позвал его на подработку. По пути Богданов, как указано в приговоре, начал употреблять алкоголь и к полуночи был уже сильно пьян.
Они с приятелем сидели в автомобиле, когда к ним обратился незнакомец, попросивший помочь открыть неисправную калитку. Богданов согласился, калитку открыли, и в знак благодарности незнакомец позвал помощника к себе — на бутылку вина. Незнакомец оказался 32-летним судьей Жигановым: он показал Богданову удостоверение.
Жиганов, говорится в приговоре, обратил внимание на наколки Богданова и спросил, за "что тот сидел". Выяснив, что за грабеж, заметил, что воровать у него нечего. Богданов сказал, что и не собирался, но тут Жиганов снова показал ему удостоверение, чем вывел "гостя" из себя. Рецидивист толкнул судью на пол и начал наносить удары кочергой и требовать денег. Затем вытащил у Жиганова банковские карточки, и избивая судью, получил от него пин-коды. Судья, согласно приговору, умолял Богданова остановиться, говорил, что деньги привезут с утра друзья, но тот злился еще больше — полагал, что судья ему врет. В конце концов Богданов нашел в доме гантели и нанес судье удары по голове, ставшие смертельными.
Из дома судьи Богданов унес банковские карточки, но потом выкинул их — не смог вспомнить "пин-коды". Украденные удостоверение, паспорт судьи, золотая цепочка и строительные инструменты остались у него.
- [Подзащитный] полностью признал вину. Приговор, с учетом данных о личности — чрезмерно суров. Он раскаялся. Судом не было принято во внимание то, что Богданов добровольно выдал похищенное. Непонятно, почему это не учли как смягчающее обстоятельство. В приговоре также не указано, что у моего подзащитного проблемы с психическим здоровьем, — обосновывал апелляционную жалобу адвокат по назначению Владимир Бицуев.
В апелляционной жалобе Богданов также просил переквалифицировать вменяемую ему в вину ст.162 (разбой) на ст.161 (грабеж), говорил, что судья не сопротивлялся, когда с него снимали золотую цепочку. Но в ходе заседания передумал. "Я помогал следствию, соглашался со всеми доводами, прошу назначить меньший срок", — обратился он у суду.
Обвинитель же назвала приговор обоснованным, и указала, что суд учел и явку с повинной и раскаяние, а также заметила, что есть и отягчающее обстоятельство — Богданов уже трижды судим.
Судьи совещались около трех минут минуты три. Как считает адвокат, поводом для сокращения срока дополнительного наказания стало то, что в приговоре не было ранее указано, что Богданов сам выдал часть похищенного правоохранительным органам.