Организация производства на территории Российской Федерации в краткосрочной и среднесрочной перспективе сопряжена со значимыми рисками, в том числе в части поисков рынка сбыта, обеспечения необходимого объема финансирования для развития проекта, получения технологий, изменения регулятивных условий бизнеса. В этих условиях еще большую актуальность приобретают вопросы государственной поддержки частной инициативы в производственном секторе, механизмы и инструменты такой поддержки, вопросы разделения отдельных проектных рисков между инвесторами в производственную инфраструктуру и финансирующими их организациями.
Механизмам государственной финансовой и иной поддержки производственной сферы уделяется большое внимание в работе Министерства промышленности и торговли и других уполномоченных органов власти. В настоящее время в арсенале доступных инструментов и механизмов такой поддержки можно выделить:
- специальные инвестиционные контракты (СПИК);
- офсетные контракты;
- соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК);
- кластерную инвестиционную платформу (КИП);
- инструменты поддержки инвестиционной деятельности в рамках территорий и зон со специальным правовым режимом осуществления деятельности;
- и другие инструменты.
Каждый — со своей историей и особенностями, развитием и практикой применения. Они используются и в целом востребованы на рынке. Среди участников рынка государственно-частного партнерства (ГЧП) такие договорные модели и инструменты часто именуются моделями квази-ГЧП.
Вместе с тем новые вызовы рождают новые потребности, а с ними и новые задачи по адаптации применяемых механизмов государственной поддержки к изменившимся реалиям. С учетом повышенных рисков запуска и возврата инвестиций в новые производственные проекты, прежде всего капиталоемкие, стандартных механизмов налоговой и регуляторной поддержки таких проектов может быть недостаточно. Все большее значение для проектов в отдельных отраслях и сегментах имеют прямая финансовая поддержка создания производственных комплексов (софинансирование), гарантии закупки (сбыта) части продукции, участие государства в распределении отдельных проектных рисков с инвестором и финансирующими организациями. Одновременно возрос запрос и на системность, гарантированность такой поддержки, юридическую устойчивость модели партнерского участия государства в проекте и более долгий период такой поддержки.
Таким универсальным, оптимальным, а в ряде случаев и единственно приемлемым (возможным) механизмом запуска и реализации проектов, может выступать механизм ГЧП на основе соглашения о государственно-частном партнерстве*. Успешно применяемый для долгосрочных проектов по созданию и эксплуатации классической инфраструктуры — социальной, транспортной, коммунальной и др. — он может эффективно использоваться и для проектов по созданию производственных комплексов с последующей деятельностью по выпуску соответствующей продукции. Законом о ГЧП прямо устанавливается, что объектом соглашения о ГЧП может быть имущественный комплекс, предназначенный для производства промышленной продукции или осуществления иной деятельности в сфере промышленности. Таким образом, для потенциального инвестора открыты все преимущества проектов ГЧП, среди которых:
Возможность бюджетного софинансирования. При реализации соглашения о ГЧП можно разделить затраты на создание объекта соглашения между инвестором (частным партнером) и публичной стороной (публичным партнером).
Наличие гарантий инвестору. В соглашении о ГЧП сторонами может быть согласован перечень так называемых особых обстоятельств и ряд других инструментов (условий), защищающих инвестора от негативных обстоятельств и их последствий с учетом особенностей и рисков проекта.
Дополнительные возможности для привлечения заемного (банковского) финансирования. Наличие государственной поддержки реализации соглашения о ГЧП, проработанный платежный и компенсационный платеж позволяет обеспечить привлечение заемного финансирования на принципах проектного финансирования.
Неизменность регуляторных условий. ГЧП позволяет обеспечить для инвестора надлежащие гарантии неизменения и неухудшения финансовых, регулятивных и иных условий реализации проекта.
Механизм ГЧП — не только эффективный способ реализации инфраструктурных проектов, но и драйвер проектов импортозамещения, в том числе в высокорисковых отраслях, где другие механизмы поддержки не могут стать решающими, а значит результативными.
В настоящее время важно поддержать развитие применения механизмов ГЧП в сфере промышленности, в том числе в рамках текущей работы над анализом и обсуждением направлений совершенствования нормативных условий подготовки и реализации проектов ГЧП в сфере промышленности.
* В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».