ПРАВО.ru
Мнения
Елена Чубыкина, советник «Кучер Кулешов Максименко и партнеры»
14 ноября 2023, 18:26

Партнерское финансирование: перспективы развития

Партнерское финансирование: перспективы развития
С первого сентября текущего года в некоторых российских регионах запустили эксперимент по внедрению партнерского финансирования. Речь идет о развитии так называемого исламского банкинга. Эксперт анализирует нововведения, которые принял законодатель, и объясняет, как они будут работать в существующей банковской системе РФ.

Исламский банкинг и попытки его внедрения в России

Как известно, разнообразные конструкции исламского финансирования появились в связи с необходимостью кредитования лиц с соблюдением норм и принципов ислама и исламского права (шариата). Так, в исламском банкинге отражены некоторые запреты и ограничения, например:

  • запрет на выплату процентов (риба) и производные от него процентные сделки;
  • запрет на сделки с условиями неопределенности (гарар);
  • запрет на финансирование определенных секторов экономики (таких как, например, игорный бизнес или производство табачной и алкогольной продукции); 
  • условие о разделении риска получения прибыли и убытков между финансирующей стороной и клиентом по совершаемым сделкам; 
  • условие о проведении финансовых сделок на основе реальных активов или операций с данными активами, которые необходимо обязательно идентифицировать.

Из-за таких запретов и ограничений были созданы особые инструменты финансирования, которые не нарушают нормы шариата, но позволяют компаниям и физическим лицам получать финансовые услуги, аналогичные распространенным в светских правовых юрисдикциях.

Попытки принять закон об исламском банкинге в России предпринимались неоднократно (особенно после введения первых антироссийских санкций в 2014 году) как законодателями и регулятором финансового рынка, так и самыми разнообразными профессиональными объединениями. Так, в конце 2014 года Совет Федерации создал рабочую группу по изучению возможных изменений российского законодательства (включая налоговое). В 2015-м Банк России при активном участии Сбербанка создал рабочую группу по вопросу развития исламских финансов и разработал дорожную карту по исламскому банкингу.

Однако каждый раз камнем преткновения становилось то, что закон «О банках и банковской деятельности» прямо запрещает кредитным организациям заниматься «производственной, торговой и страховой деятельностью» и предполагает платность предоставляемых кредитов. Деятельность некредитных финансовых организаций (таких как МФО, кредитные кооперативы, ломбарды) также носит процентный характер.

Тем не менее примеры успешного использования инструментов исламского банкинга появились уже какое-то время назад. В соответствующих проектах активно участвует Сбербанк, а также банк «Ак Барс» и МКБ. Большой интерес к исламскому финансированию всегда проявляла Республика Татарстан.

Серьезным шагом на пути к развитию новых инструментов финансирования в России стало принятие ФЗ от 04.08.2023 № 417-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Представляется, что с принятием ФЗ № 417 использование термина «партнерское финансирование» для описания соответствующих инструментов будет более корректным, чем использование термина «исламский банкинг». Вводимый ФЗ на территории некоторых субъектов РФ режим партнерского финансирования дополнительно помогает регулировать правоотношения по предоставлению финансирования наряду с традиционными вариантами, известными гражданскому законодательству. По сути, этот институт носит светский характер, ведь ФЗ № 417 прямо запрещает участникам эксперимента отказывать в оказании финуслуг из-за религиозной принадлежности и оперирует понятиями российского гражданского права для сущностного встраивания этических и религиозных норм и принципов в правовую систему. (Такой точки зрения на природу предлагаемого режима придерживается Никита Малютин, доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ.)

В первоначальной версии соответствующего законопроекта для разрешения коллизии между положениями закона «О банках и банковской деятельности» и принципами исламского финансирования предполагалось, что соответствующие продукты будут предлагать некредитные финансовые организации нового вида (организации партнерского финансирования). Но в принятом парламентариями ФЗ № 417 в рамках утвержденного эксперимента партнерское финансирование смогут предоставлять различные как финансовые, так и нефинансовые компании. В ФЗ также содержится более широкий, по сравнению с предыдущим, список сделок и операций, которые относятся к партнерскому финансированию.

Закон вступил в силу 1 сентября. Рассмотрим его основные положения.

Закон о проведении эксперимента по развитию партнерского финансирования в некоторых субъектах РФ

Закон определяет условия проведения эксперимента по установлению на территориях отдельных субъектов экспериментального правового режима деятельности по партнерскому финансированию и регулирует приобретение статуса участника эксперимента, а также порядок деятельности по партнерскому финансированию в рамках установленного режима.

Участвовать в эксперименте смогут следующие российские юрлица (резиденты в понимании закона «О валютном регулировании и валютном контроле») на территориях проведения эксперимента:

  • кредитные организации;
  • некредитные финансовые организации;
  • потребительские кооперативы, общественно полезные фонды, автономные некоммерческие организации, хозяйственные общества или товарищества.

Но только при условии, что их внесли в специальный реестр участников эксперимента, который будет вести Банк России. В дополнение к нормам, установленным ФЗ № 417 (в частности, к органам управления и акционерам участников эксперимента), ЦБ сможет вводить свои требования к деятельности финансирующих организаций, надзирать и контролировать их деятельность.

Эксперимент по партнерскому финансированию будет проходить в течение двух лет — с 1 сентября 2023 года по 1 сентября 2025 года — на территориях Башкортостана, Татарстана, Чечни и Дагестана. 

В рамках эксперимента деятельностью по партнерскому финансированию признается совершение участниками эксперимента сделок и операций, отвечающих дополнительным требованиям ФЗ № 417:

  • привлечение денежных средств или иного имущества в форме займа, путем размещения облигаций, приема имущества в доверительное управление или приема вклада (пая) в уставный (складочный, паевой) капитал участника эксперимента;
  • предоставление денежных средств в форме займа;
  • финансирование путем купли-продажи товаров (в том числе недвижимого имущества) на условиях рассрочки или отсрочки оплаты товаров со взиманием вознаграждения за предоставление рассрочки или отсрочки оплаты товаров; 
  • финансирование путем предоставления имущества по договору финансовой аренды (лизинга), внесения вклада (пая) в уставный (складочный, паевой) капитал юрлиц, осуществления совместной деятельности по договору простого товарищества, инвестиционного товарищества; 
  • выдача поручительств за третьих лиц.

Участники эксперимента при совершении указанных сделок (операций) не смогут устанавливать вознаграждение, выраженное в виде процентной ставки. При этом допускается устанавливать выплату в виде переменной величины, значение которой изменяется в зависимости от результатов совершения указанных сделок или операций.

Также участники эксперимента будут не вправе финансировать деятельность, связанную с производством табачной и алкогольной продукции, оружия, боеприпасов и с торговлей такими товарами и с игорным бизнесом.

Кроме того, ФЗ № 417 запрещает участникам эксперимента отказывать физическим или юридическим лицам в оказании финансовых услуг партнерского финансирования по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Деятельность по партнерскому финансированию может быть совмещена с иной, основной деятельностью. Если участник эксперимента ведет другую деятельность, которая никак не связана с партнерским финансированием, он при бухучете должен обеспечить раздельный учет имущества, привлеченного и размещенного при партнерском финансировании, иного имущества, привлекаемого и размещаемого участником эксперимента при осуществлении иной деятельности, а также имущества участника эксперимента. Особенности бухучета для кредитных и некредитных финансовых организаций устанавливает Банк России. Для иных организаций, которые стали участниками эксперимента, — Минфин.

Для научно-методического, аналитического и экспертного обеспечения проведения эксперимента при правительстве создают экспертный совет. Он будет участвовать в обсуждении проектов федеральных законов по вопросам регулирования деятельности по партнерскому финансированию в РФ и вносить в правительство предложения о совершенствовании механизмов эксперимента и о целесообразности (или нецелесообразности) внесения изменений в законодательство. Экспертный совет может разработать рекомендации для партнерского финансирования.

Предполагается, что на основании предложений экспертного совета правительство инициирует изменение российского законодательства, чтобы создать необходимые условия для партнерского финансирования.

Обращаем внимание, что в ФЗ № 417 ожидаемо нет положений о специальном налоговом режиме сделок и операций по партнерскому финансированию, которые бы уточняли необходимость и порядок уплаты НДС и налога на прибыль (а также налоговый режим резервов на возможные потери по задолженности, возникающей по таким сделкам и операциям) при их осуществлении, так как в силу Налогового кодекса такие вопросы нельзя регулировать законами, не касающимися налоговых правоотношений. Однако вопрос налогообложения в партнерском финансировании очень важен. Возможно, его проработают в отдельном нормативном акте, например на основании рекомендаций экспертного совета.

Экспертное мнение

Как видно из текста ФЗ № 417, в нем не только расширился круг участников эксперимента, в первую очередь за счет банков, но и появились новые формулировки, позволяющие им предлагать клиентам в рамках норм шариата более сложные продукты. 

В то же время еще на стадии рассмотрения законопроекта критике подверглась возможность участия в партнерском финансировании как для банков, в отношении которых выделялся риск мультипликации рыночных и финансовых рисков на их балансах и необходимость совершенствования подзаконного регулирования (что было частично сделано Минфином в сентябре 2023 года), так и традиционных небанковских участников рынка из-за повышенных требований к собственному капиталу и административных требований. 

Есть мнение, что целесообразнее было бы выделить новый вид некредитных финансовых организаций со специальной правоспособностью на осуществление исключительно непроцентных финансовых операций и соответствующим налоговым режимом*. Какой подход станет преобладающим по итогам эксперимента — нам еще предстоит узнать. 

***

Очевидно, что вводимый ФЗ № 417 эксперимент по партнерскому финансированию важен для дальнейшего развития и совершенствования российского финансового рынка, а также привлечения внешних инвестиций из мусульманских стран. Будет интересно ознакомиться с выводами экспертной комиссии по его итогам и получить ответ на вопрос о перспективности развития соответствующих инструментов в России.


* «Регулирование партнерского финансирования: правовой эксперимент и его участники», Олег Иванов, канд. юрид. наук, доцент кафедры банковского права МГЮА, сопредседатель комитета по инвестиционным банковским продуктам Ассоциации банков России. Вестник Университета О. Е. Кутафина (МГЮА), 1/2023.