ПРАВО.ru
Инхаус
Мария Мазо, канд. юрид. наук, магистр юриспруденции (РШЧП)
15 февраля 2024, 10:23

Редомициляция: как отчитаться о переезде в России

Редомициляция: как отчитаться о переезде в России
Последние несколько лет ознаменовались масштабной релокацией бизнеса из иностранных юрисдикций в Россию. Одним из инструментов такого переезда стала редомициляция — особая корпоративная процедура, предполагающая переход юридического лица из одной юрисдикции в другую с сохранением юридической идентичности. О правилах редомициляции по российскому праву рассказала Мария Мазо, канд. юрид. наук, магистр юриспруденции (РШЧП) и MSc (Турин, Италия).

Подготовка и правовые последствия

Российский институт редомициляции реализуется через регистрацию иностранных юридических лиц на территории двух специальных административных районов (САР): острова Русский в Приморском крае и острова Октябрьский в Калининградской области — в форме «международных компаний», функционирующих в особом правовом режиме. 

Редомицилированные компании вправе дополнительно получить статус международной холдинговой компании (МХК). Если он есть и выполняются условия, международные компании могут претендовать на специальные налоговые льготы, в частности по налогу на прибыль. Уже сейчас в российские САРы переехали 250 компаний. 

Нарушение обязанности отчитываться об исключении из иностранного реестра

В основе института редомициляции лежит идея согласия двух юрисдикций, относительно которых синхронизируется проведение процедуры. Тем не менее российский закон не акцентирует внимание на иностранной части процесса редомициляции. Важен только завершающий элемент — исключение иностранного юридического лица из реестра в государстве или на территории своего первоначального личного закона (то есть той юрисдикции, из которой компания переезжает).

В частности, международная компания должна выйти из иностранного реестра в течение двух лет со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о ее регистрации в России и отчитаться о «выписке», представив подтверждающие документы в управляющую компанию САР. При этом неважно, как именно иностранная компания будет исключена из иностранного реестра, — надлежащим станет как вычеркивание из реестра в административном порядке или в связи с редомициляцией (Strike Off), так и классическая ликвидация (Voluntary Liquidation). 

Очевидно, что обязанность отчитаться о «выписке» из иностранного реестра призвана устранить возможность длительного существования компании одновременно в двух юрисдикциях и нивелировать сопряженные с этим риски. 

Хотя нарушение этой обязанности некритично для компании, то есть не несет угрозы ее существованию и не предполагает исключения из ЕГРЮЛ или какой-либо юридической ответственности, оно все же может повлечь негативные последствия, в том числе утрату статуса международной холдинговой компании и, как следствие, предоставленных в связи с этим налоговых льгот.

Невозможность исполнения обязанности — компромиссное решение

Российский законодатель предоставил международным компаниям срок, довольно продолжительный для комфортного исключения из иностранного реестра, продлив его с первоначальных шести месяцев до двух лет. Несмотря на это исполнить требование могут далеко не все. В текущих условиях компании массово сталкиваются с отказами во взаимодействии со стороны иностранных государственных органов, регистрационных агентов, сервисных компаний, нотариусов и юридических консультантов.

На протяжении двух лет эта проблема была предметом широкой дискуссии в бизнес-среде и на государственном уровне, где предлагались и рассматривались различные варианты решений — от продления срока на «выписку» до пяти лет до полной отмены какой-либо отчетности.

Однако столь радикальные предложения приняты не были (среди прочего из опасений, что бизнес не захочет завершать процедуру редомициляции в иностранном государстве надлежащим образом). При этом было найдено некое промежуточное решение. В конце декабря в Федеральный закон № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах» были внесены изменения, устанавливающие, что срок, в течение которого редомицилированная компания подлежит исключению из иностранного реестра, может быть продлен по решению правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.

Условием такого продления будет необоснованный, не зависящий от юридического лица отказ иностранных государственных органов в исключении из реестра либо неоднократное (три раза и более) оставление соответствующих обращений компании без ответа. Срок продлевается не более чем на год, при этом предусмотрена возможность повторных запросов о его продлении.

Альтернативный подход — указ президента

Спустя неделю после изменений, фактически параллельно с появлением процедуры продления срока на «выписку» по разрешению правительственной комиссии, был принят президентский указ № 1 «Об особенностях правового положения хозяйственных обществ со статусом международной компании». Он признал исполненной обязанность по выходу из иностранных реестров тремя международными компаниями: МКАО «Вандл Холдингс Лимитед», МКООО «Адорабелла» и МКООО «Хлодвиг». Как следует из публичных источников, первая из указанных компаний — один из акционеров «Полюса», а две другие имеют долю в «Фосагро».

Из текста указа видно, что соответствующее решение принято в связи с тем, что перечисленным в перечне компаниям «необоснованно или по независящим от них причинам» отказано в исключении из иностранных реестров, «несмотря на своевременное совершение ими необходимых для этого действий». Кроме того, в указе закреплена возможность расширения числа резидентов САР, которые будут считаться исполнившими обязанность по «выписке» из иностранного реестра.

Практическая неопределенность. Оптимальная модель

По сути, сейчас существуют параллельно две модели (процедуры), направленные на разрешение ситуации, когда редомицилированная в РФ компания сталкивается с препятствиями в исключении из иностранного реестра. Первая — обращение в правительственную комиссию за продлением срока на исключение из иностранного реестра, вторая — обращение к президенту за признанием обязанности по исключению из иностранного реестра исполненной. При этом причины признания президентом обязанности компании исполненной фактически совпадают с условиями для продления срока.

Указ не единичное решение: механизм принятия соответствующих решений президентом ориентирован и на будущие кейсы. 

На практике такая ситуация может породить неопределенность для бизнеса и вызвать следующие вопросы:

  • В какой орган следует обращаться, если невозможно или трудно «выписаться» из иностранной юрисдикции в двухлетний срок?
  • Считается ли обращение к президенту альтернативой обращению в правительственную комиссию или же эти действия должны быть реализованы последовательно (обращению к президенту должно предшествовать обращение в правительственную комиссию)?

Важно сказать, что обе процедуры явно непростые и требуют значительного количества времени и ресурсов от участников оборота.

Правительственная комиссия в настоящее время ключевой «игрок» в процессе реализации антисанкционных указов президента. Она выдает разрешения по основной массе «ограниченных» сделок и операций. Выполняя такую роль, она, очевидно, и так перегружена решением вопросов, связанных с иностранным элементом. 

Обращение же к президенту — действие экстраординарное само по себе и может подразумевать многоступенчатый процесс промежуточных согласований.

В то же время вопрос о «выписке» (особенно если речь идет о продлении срока для ее осуществления) выглядит в значительной степени техническим и должен довольно просто разрешаться. Фактически нужна лишь оценка предоставленных компанией формальных письменных доказательств затруднения или невозможности исключиться из иностранного реестра.

Такую оценку могла бы производить, а стало быть, и принимать решение о продлении срока на «выписку», управляющая компания САР. Это специальный субъект, с помощью которого организуется и координируется деятельность международных компаний — резидентов САРов. 

Управляющая компания сейчас: 

  • участвует в регистрации международных компаний (рассматривает документы, предоставляемые иностранным юридическим лицом, принимает решение об их направлении в регистрирующий орган); 
  • принимает решение о предоставлении статуса участника САР; 
  • ведет реестр участников САР; 
  • оказывает административную поддержку и услуги, необходимые для осуществления деятельности участникам САР (включая юридические, бухгалтерские); 
  • осуществляет мониторинг деятельности международных компаний и пр. 

Учитывая характер этих функций, наделение управляющей компании САР полномочиями по продлению срока на исключение редомицилированных компаний из иностранных реестров потенциально выглядит довольно логичным решением. Это может позволить упростить процедуры и обеспечить оперативность оборота.