ПРАВО.ru
Инхаус
Андрей Смирных, канд. юрид. наук, директор проектов Сбербанка
19 февраля 2024, 10:00

Как упростить установление требований в банкротстве

Как упростить установление требований в банкротстве
Порядок установления требований кредиторов — один из больных вопросов российского банкротства. Основная проблема здесь — определить, в судебном или досудебном порядке они должны рассматриваться. С самого начала современной истории российского банкротства и до текущего дня модель установления требований подвергалась критике. Кто бы ни устанавливал требования, многим кажется, что альтернативный вариант был бы эффективнее. О поисках оптимального подхода к установлению требований рассказал Андрей Смирных, канд. юрид. наук, директор проектов Сбербанка.

Исторические корни

Интересно посмотреть на тот порядок рассмотрения требований кредиторов, который был принят в дореволюционном праве. Тогда по общему правилу не требовалось судебного подтверждения требований кредиторов. Их рассматривало конкурсное управление (коллегиальный орган, участники которого избирались кредиторами, своего рода «коллективный арбитражный управляющий» того времени). Конкурсное управление — и только для решения единственного вопроса о рассмотрении требований кредиторов — на законодательном уровне признавалось нижней степенью коммерческого суда. Это интересный опыт передачи судебной функции, прямо названной в законе в этом качестве, объединению частных лиц.

Если конкурсное управление не сомневалось в обоснованности требования, то само признавало его, без участия судебного органа. Но если по представленным кредитором документам оно не могло сделать однозначного вывода об обоснованности требования, то признавало претензию кредитора «подлежащей судебному разбирательству». В этом случае кредитор должен был обратиться с заявлением в суд. 

Современные российские модели

За тридцать с небольшим лет существования нового российского законодательства о банкротстве сменились три модели установления требований, последняя из которых используется сейчас:

  1. Модель 1992 года — рассмотрение требований кредитора арбитражным управляющим, решение которого могло обжаловаться в судебном порядке.
  2. Модель 1998 года — автоматическое установление требований, по которым не поступили возражения, и рассмотрение судом только тех требований, с которыми не согласен должник (в наблюдении) или другие кредиторы (во внешнем управлении и конкурсе).
  3. Модель 2002 года — рассмотрение требований арбитражным судом вне зависимости от того, поступили ли возражения на них или нет.

Насколько эффективна действующая модель?

В последние годы общее количество процедур банкротства в России радикально возросло из-за банкротств граждан (в банкротстве компаний ситуация, напротив, стабильна). В результате арбитражные суды вынуждены рассматривать около миллиона требований ежегодно (Верховный суд приводит статистику: 900 000 требований в 2022 году и 550 000 — в первом полугодии 2023-го), при том что доля оспариваемых в апелляции и кассации требований не превышает 5%, по данным того же ВС. 

Получается, что даже если судья тратит на рассмотрение каждого требования один час, то нужно, чтобы ежегодно 500 судей потратили все рабочее время только на рассмотрение требований кредиторов в банкротстве. Согласно закону о бюджете на 2024 год в России сейчас чуть меньше 5000 судей арбитражных судов. Таким образом, рассмотрение требований в банкротстве в судебном порядке должно занимать не менее 10% от их рабочего времени. 

Естественно, что на это обстоятельство обращают внимание и сами судьи, и ВС как высшая судебная инстанция, и профессиональное сообщество. Можно сказать, консенсус о необходимости менять порядок установления требований, чтобы уменьшить нагрузку на судей, сложился уже несколько лет назад. Вопрос только в том, как именно его изменить.

Как сократить издержки при установлении требований?

Вплоть до декабря 2023 года, как правило, речь шла о том, что необходимо вернуть в процесс установления требований в банкротстве фигуру арбитражного управляющего, предоставив ему полномочия в этой сфере. Сначала предполагалось дать управляющему право рассматривать все требования, в том числе и те, по которым поступили возражения. И лишь при несогласии кредитора с решением арбитражного управляющего вопрос передается на рассмотрение суду. Эта модель была отражена в законопроекте Верховного суда 2018 года (№ 598603-7, его приняли в первом чтении). Концептуально она была очень похожа на модель 1992 года, при этом урегулирована в проекте гораздо подробнее. Однако сообщество арбитражных управляющих отнеслось к этой идее без особенного энтузиазма, так как передача арбитражному управляющему новой функции не сопровождалась в законопроекте дополнительными гарантиями.

В последние годы нормы об ответственности арбитражного управляющего становятся более строгими, а порядок его дисквалификации — более простым. Сложно признать положение арбитражного управляющего стабильным даже при отсутствии у него права рассматривать такие потенциально конфликтные вопросы, как установление требований кредиторов в спорных ситуациях. Поэтому при доработке проекта стали высказываться предложения, что арбитражный управляющий должен включать требования в реестр только при отсутствии возражений (как в модели 1998 года).

Модель нового проекта Верховного суда

Наконец, в декабре 2023 года Верховный суд представил в Государственную думу новый законопроект № 516699-8. В нем предлагается механизм установления требований, внешне непохожий на три ранее известные модели. Требования кредиторов по-прежнему включаются в реестр через суд, арбитражный управляющий не вовлекается в этот процесс. Но при отсутствии мотивированных возражений участников дела о банкротстве (то есть в 95% случаев) судья рассматривает требование единолично без проведения заседания и вызова лиц, участвующих в деле. 

Строго говоря, возможность рассмотрения требования без вызова участвующих в деле лиц есть и сейчас. Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, могут быть рассмотрены судом без привлечения лиц, участвующих в деле (п. 5 ст. 71 закона «О банкротстве»). Но сейчас закон прямо не устанавливает, что можно рассматривать требования без проведения судебного заседания. А если заседание все-таки надо проводить, хотя и без вызова сторон, то, по сути, в большинстве случаев судье и аппарату суда придется потратить почти столько же времени, сколько и для случая проведения заседания с участием сторон (понятно, что здесь имеются в виду не сложные спорные ситуации, а обычные требования, обоснованность которых проверить сравнительно легко и по которым не поступают возражения). Поэтому сейчас норма п. 5 ст. 71 закона «О банкротстве» применяется нечасто.

Если же новый порядок, предложенный ВС, примут, то отказ от проведения судебных заседаний при отсутствии возражений на требование позволит сократить временные затраты судов, по экспертным оценкам, в два раза.

Что же касается издержек участвующих в деле лиц, включая конкурсных кредиторов, то они тоже будут несколько сокращены за счет отсутствия необходимости участия в заседаниях (хотя все документы будут подготавливаться и оформляться по-прежнему).

В целом стоит позитивно оценить предлагаемый в новом законопроекте вариант установления требований. Хотя он и не в такой степени снижает нагрузку на суды и издержки участников дел о банкротстве, как механизм с арбитражным управляющим, но он и не предполагает радикального пересмотра действующей системы рассмотрения требований и может быть внедрен без особенных эксцессов. Кроме того, принятие этого варианта может позволить сократить общие сроки процедуры банкротства, которые уже приближаются к четырем годам (применительно к банкротству юридических лиц).