ПРАВО.ru
Мнения
Дмитрий Штукатуров, адвокат, председатель МКА «Адвокаты и бизнес»
22 февраля 2024, 19:07

Юрист на удаленке: как полноценно оказывать юрпомощь через интернет

Юрист на удаленке: как полноценно оказывать юрпомощь через интернет
Тренд на удаленный формат работы, как известно, пришел вместе с коронавирусом. И если три года назад судебное заседание в режиме онлайн казалось чем-то инновационным и из ряда вон выходящим, то в 2023 году это воспринимается как норма. Однако, взглянув на цифры, понимаешь, что юридический бизнес продолжает оставаться довольно консервативным: вакансий юристов-удаленщиков лишь 5% (около 200 по всей России) от общего количества размещенных объявлений на крупнейшем сервисе по поиску работы.

Юридический бизнес в этом плане не уникален: по всему миру в разных отраслях, будь то медицина или образование, можно отметить страх и скепсис по поводу инноваций. Это свойственно природе человека, однако прогресс необратим, и с его плодами нам придется считаться.

Набирающая обороты цифровизация — это еще один фактор, способствовавший распространению удаленки. За относительно короткий промежуток времени она дала возможность юридическому бизнесу принимать участие в заседаниях онлайн, подавать исковые заявления в электронном виде, отслеживать ход дела на сайтах судов, проверять контрагента и многое другое, чем мы пользуемся теперь на постоянной основе, принимаем как должное.

Преимущество удаленной юридической помощи заключается в том, что она может быть оказана из любой точки мира. Это означает, что клиенты получают квалифицированную юридическую помощь, даже если они находятся в другой стране или на другом континенте.

Примечательно, что в самый разгар ковида наша компания смогла заключить две крупные международные сделки полностью удаленно. Этот опыт продемонстрировал нам, что скепсис тех, кто выступает за абсолютный офлайн, во многом преувеличен. Признаюсь, что и у меня скепсис присутствовал.

Юристы, начинавшие карьерный путь в 1990-е и 2000-е, вероятно, помнят, как приходилось вклеивать в Гражданский кодекс вырезки из «Российской газеты», где публикуются и по сей день вступившие в силу изменения. Однако вряд ли найдется юрист, искренне сожалеющий об ушедших временах, когда приходилось носить с собой в суд портативный ксерокс на ручке или записываться в библиотеку ради изучения комментариев к Пленуму Верховного суда.

В таких странах, как Китай, цифровизация права пошла еще дальше. В 2021 году там протестировали цифрового прокурора, который может выдвигать обвинения по распространенным преступлениям. 

Временами создается впечатление, что Китай перешагнул границу XXI века и развивается в абсолютно ином измерении. И если кому-то интересно, как будет выглядеть система правосудия в мире лет через 50, то достаточно съездить в Китай, где, например, решение об условно-досрочном освобождении или помиловании принимают с помощью ИИ. В той стране прямо сейчас работают три «интернет-суда». Речь идет о первых инстанциях, юрисдикция которых распространяется на административные и гражданские дела, например касающиеся авторского права или электронной коммерции. 

Еще один тренд — «уберизация» рынка юридических услуг. Ярчайший пример — платформа «Сберправо», где 24/7 помогут обжаловать административный штраф, составить договор, проверить объект недвижимости, другими словами, это «юрист по подписке» в телефоне. 

К слову, в России технологию искусственного интеллекта также пытались имплементировать в судебный процесс: в Белгородской области программа на основе ИИ помогает принимать решения мировым судьям.

Поэтому дистанционный формат в юридическом бизнесе, на первый взгляд, представляется логичным следствием технического прогресса и цифровизации права. Однако у этого формата есть важные особенности, которые необходимо учитывать.

Пожалуй, самый важный недостаток онлайн-общения — отсутствие личного контакта. Этот фактор невозможно переоценить, особенно если речь идет о крупных клиентах и сложных проектах, погружение в которые должно быть максимальным. И кто бы что ни говорил, но встречи с клиентом, тем более первые, в рамках которых формируется позиция, обсуждаются важные, конфиденциальные моменты не могут быть «заочными», так как выстраивание доверительных отношений на расстоянии и через мессенджеры — что-то из разряда фантастики.

Пока не до конца продуманы системы безопасного электронного хранения первичной документации, конфиденциальных договоров, а также их передача. Системы облачного хранения продолжают быть уязвимыми перед киберугрозами.

У заседаний в режиме онлайн также есть свои подводные камни. Эффективность защиты непременно будет страдать, если речь идет о сложном судебном процессе, где принципиально важно наблюдать за поведением и реакциями противоположной стороны в моменте. Сегодня во время заседания транслируют лишь лица судей. Однако уверен, что механизмы дополненной реальности совсем скоро придут на помощь и мы, находясь в любой точке мира и просто надев VR-очки, сможем участвовать в заседаниях в метавселенной с эффектом полного погружения.

Отдельно хочется сказать о следующей закономерности: чем выше позиция человека в иерархии юридической компании, тем ниже вероятность удаленного формата. Другими словами, юрист на договорах может работать, находясь дома, в отличие от партнера фирмы, чья работа не будет в должной мере эффективна, если переводить ее в онлайн.

Особенно «непреклонным» перед веяниями времени, на мой взгляд, осталось уголовное право. Невозможно представить работу с доверителем, помощь в даче показаний или встречи в СИЗО в режиме онлайн. Общение с государственными органами, работниками силовых структур также вряд ли может быть полноценным и эффективным.

Но не только юристы, работающие по уголовным делам, не могут позволить себе удаленный формат работы. Любые отраслевые узкопрофильные специалисты — будь то антимонопольщики или специалисты по налоговому праву — не смогут быть в полной мере эффективными, так как неотъемлемая часть их работы — постоянный контакт с профильными ведомствами.

В завершение отмечу, что тренд на удаленку в долгосрочной перспективе лишь усилится, для этого имеются все предпосылки. В сложном и быстроразвивающемся мире успех определяется умением разумно применять достижения прогресса и правильно их использовать, делая «поправку на местности». А в качестве примера влияния технологий на мир современного юриста задам вопрос: сможете ли вы найти в этой статье один абзац, написанный чат-ботом ChatGPT на базе искусственного интеллекта? И соответственно, в ближайшем будущем встанет новый вопрос при работе с юристом на удаленке — с вами работает человек или искусственный интеллект?