На практике стороны договоров подряда применяют графики критического пути (ГКП) реже, чем обычные (линейные) графики. Основные характеристики ГКП, отличающие метод критического пути от иных, состоят в следующем:
- выявление критического пути, то есть выделение из цепочки работ и событий наиболее важных, «критических», от которых зависит итоговый срок реализации проекта;
- анализ взаимосвязей между работами — определение того, какие работы можно начать только после завершения других, какие можно производить параллельно и подобное.
Таким образом, в ГКП определяются работы (события), влияющие на общий срок проекта, и менее критические работы, задержка которых не должна повлечь сдвига общего срока проекта, а также устанавливается их взаимосвязь.
Как это помогает заказчику? Помимо того, что применение ГКП реально может способствовать общей оптимизации сроков (за счет понимания, какие работы могут производиться параллельно), на практике он дает заказчику следующие инструменты.
Распределение ресурсов. ГКП дает понимание, на какие работы в силу их критичности требуется наибольшее количество рабочей силы и материалов. Соответствующее распределение ресурсов может проверять служба заказчика или управляющий проектом в рамках контроля, а в договор при этом может быть включена обязанность подрядчика привлекать за свой счет дополнительный персонал, увеличивать количество смен, если это требуется для завершения в срок критичных работ.
Пресечение попыток подрядчика избежать ответственности. В попытках минимизировать свою ответственность за просрочки подрядчики могут ссылаться на то, что задержки вызваны действиями (бездействием) заказчика или какими-либо внешними факторами. Если соответствующие обстоятельства действительно были (несвоевременная передача заказчиком какой-либо документации, задержка поставки прямым поставщиком заказчика и другое), ГКП позволит:
- Определить, где точно произошла задержка и было ли это на критическом этапе. Таким образом станет понятно, могла ли соответствующая задержка привести к сдвигу общего срока проекта. В практике, в том числе судебной, встречаются договоры, где прямо закреплено, что подрядчик вправе ссылаться на просрочку заказчика, только когда она произошла на критическом этапе, то есть могла повлиять на общий срок проекта (постановления 17-го ААС от 31 июля 2024 года № 17АП-4772/2024-ГК по делу № А50-22708/2021, 19-го ААС от 25 августа 2022 года № 09АП-51959/2022 по делу № А40-278545/2021). Это ограничение должно касаться права подрядчика как на перенос сроков, так и на приостановку проекта: «Просрочка заказчиком обязательств по работам, не находящимся на критическом пути, не предоставляет подрядчику права на перенос сроков или приостановку работ».
- Рассчитать, в какой именно мере задержка на соответствующем этапе повлияла на общий срок реализации проекта и таким образом выявить потенциально злоупотребление подрядчиком своим правом на перенос.
- Указать подрядчику, какие работы могли производиться параллельно или вместо работ, которые не могли быть начаты без тех или иных действий заказчика, что позволило бы избежать сдвига общего срока.
Определение размера ответственности подрядчика. Вполне логичное следствие разработки ГКП — включение в договор положений об усиленной ответственности подрядчика за просрочку критических работ: чаще всего неустойки большего размера, чем за иные нарушения, их штрафной характер. Возможно также взыскание упущенной выгоды за просрочку критических работ, если за иные нарушения она в договоре исключена (как обычно и бывает на практике). В этом случае в договоре рекомендуется прямо указывать, что в понятие упущенной выгоды входят и те убытки, которые возникли в результате просрочки готовности всего проекта из-за просрочки критических работ (событий). К примеру, такая мера может быть весьма уместна в ситуации строительства под ключ промышленного предприятия, на продукцию которого заключаются офтейк-контракты: чем позднее, по сравнению с запланированным сроком, запускается производственный цикл, тем больше денег теряет продавец за период, когда по плану уже мог бы поставлять продукцию покупателям.
Усиленные меры ответственности, очевидно, повышают мотивацию подрядчика к своевременному выполнению критических работ. Кроме того, даже однократное нарушение критических сроков может быть основанием для отказа заказчика от договора.
Возможность гибкости и прогнозирования. ГКП позволяет эффективно распоряжаться временем и оперативно реагировать на изменения, так как предусматривает возможность наиболее точно просчитывать любые сценарии реализации проекта. К примеру, заказчик при внесении изменений в проект может достоверно оценить, насколько они удлинят реализацию проекта и, соответственно, насколько такие изменения целесообразны, а еще при необходимости отклонить ссылки подрядчика на внесение изменений заказчиком как на причину просрочки (например, если изменения не затрагивали критический путь или должны были повлечь меньший сдвиг срока, чем фактически произошедший).
Кроме того, если изменения проекта продиктованы внешними причинами, при наличии ГКП сторонам доступна большая гибкость, так как они имеют возможность подкорректировать график так, чтобы финальный срок пострадал в наименьшей степени. К примеру, сократить сроки каких-либо некритических работ, запараллелить какие-либо работы, найти альтернативные опции (к примеру, другие материалы или поставщиков) для критических работ.
При всех описанных преимуществах ГКП заказчикам важно не забывать о стандартных, но все еще важных правилах управления сроками, а именно: документировать любую передачу каких-либо документов, материалов и оборудования подрядчику; обращать пристальное внимание на переписку сторон и в случае признаков задержек указывать подрядчику на то, как он может оптимизировать производство работ.