- Известно, что все работы "атомного ассортимента" проводились в СССР, как впрочем, и в других державах, в обстановке особой секретности. Официально считалось, что выполняют их люди, облеченные высочайшим доверием партии и правительства. Так оно нередко и было.
- Вместе с тем, многие ученые трудились в условиях "конструкторских шарашек", куда они попадали после ареста и суда — С.П. Королев, В.П. Глушко, А.Л. Минц, А.И. Берг, С.А. Векшинский, Л.Д. Ландау, В.А. Фок и многие другие ученые, подвергнутые необоснованным репрессиям.
- Наш рассказ — о Николае Антоновиче Доллежале, основоположнике практической атомной энергетики и главном конструкторе первых отечественных промышленных реакторов. На склоне лет, после катастрофы на Чернобыльской АЭС, Н.А. Доллежаль во второй раз попал в поле зрения следственных органов. Но и на этот раз дело было прекращено.
Первое дело
Незадолго до ареста, произведенного сотрудниками ОГПУ в октябре 1930 года, Доллежаль побывал в научной командировке за границей, где изучал техническое использование высоких давлений в энергетике. А вскоре по возвращении попал в подвалы Лубянки. Его обвинили в том, что он является, так называемым специалистом-вредителем, связанным с делом "Промпартии".
В заключении Доллежаль провел больше года, после прекращения дела и освобождения, произведенного в январе 1932 года, работал в одной из московских "шарашек" — заместителем главного инженера ОКБ-8 Технического отдела ОГПУ.
Так начиналось его триумфальное шествие в области атомной энергетики. Закончилось оно после аварии на Чернобыльской АЭС: Доллежаль ушел из большой науки.
За эти полвека Н.А. Доллежаль создал целое семейство атомных реакторов разного типа и назначения, стал академиком, дважды Героем Социалистического Труда и лауреатом шести премий СССР, трех Сталинских, одной Ленинской и двух Государственных премий.
И.В. Курчатов именно Доллежалю поручил сконструировать первый промышленный реактор по наработке оружейного плутония. Реактор для получения трития для водородной бомбы — тоже его детище. В 1952 году институт Доллежаля успешно разработал ядерную энергоустановку для первой отечественной атомной подводной лодки и первые корабельные реакторные установки моноблочного (интегрального) типа.
Он являлся главным конструктором реактора на первой в СССР АЭС, введенной в эксплуатацию в городе Обнинске Калужской области в 1954 году. Потом были — Белоярская, Ленинградская, Курская, Смоленская, Игналинская АЭС… и Чернобыльская АЭС.
После катастрофы в Чернобыле уголовное дело по факту конструктивных недостатков реактора было выделено в отдельное производство, однако после состоявшего судебного процесса1Прокуратура СССР его прекратила. 25 января 1991 года было возбуждено новое уголовное дело, но после распада Союза ССР вновь прекращено.
Между тем и сегодня нет четкого и однозначного ответа на вопрос о причинах страшной трагедии, а значит — и ее виновниках. Не входит это и в рамки нашего материала о Николае Антоновиче. Отметим лишь, что есть два полярных мнения. Одно изложено в приговоре суда, из которого следует, что в аварии виноват персонал станции.
Второе — в заключении Комиссии Верховного Совета СССР 1991 года по рассмотрению причин аварии на Чернобыльской АЭС, в котором на основе мнения отдельных ученых сделан вывод о конструктивных недоработках реактора РБМК-1000. А также в книге одного из осужденных — бывшего заместителя главного инженера Чернобыльской АЭС А.С. Дятлова2, в которой он также связывает катастрофу с конструктивными недоработками реактора, в частности, несовершенством системы контроля за энерговыделением на реакторе и называет ее непосредственными виновниками научного руководителя и главного конструктора реактора РБМК-10003.
В книге Дятлов, в частности, приводит слова и самого Доллежаля о том, что аварийная защита на реакторе этого типа была ненадежной.
Не являясь специалистом в ядерной энергетике, автор не считает возможным излагать свою точку зрения по этому вопросу. Отмечу лишь, что, если и есть вина разработчиков реактора в происшедшем, то не только одного Доллежаля.
Академик Легасов В.А., например, анализируя причины катастрофических последствий аварии на Чернобыльской АЭС, прямо указывал на ошибочную концепцию в советской атомной энергетике в 60-70-е годы прошлого века, когда на правительственном уровне было принято решение об использовании реакторов РБМК-1000, не оборудованных устройством локализации аварии, так называемыми контейн-ментами (бетонными колпаками).
Надо вспомнить и о том, что в те годы Доллежаль выступал против идеи о продвижении АЭС с РБМК в европейскую часть страны, в частности, писал по этому поводу служебные записки, которые были проигнорированы. В 1979 году Доллежаль в очередной раз выступил в журнале "Коммунист" с предостережением общественности относительно АЭС с РБМК и требованием прекращения их строительства в густонаселенной европейской части страны.
"Но и на этот раз, — как писал Г.У. Медведев, - здравое предостережение было проигнорировано. Более того, академик А.П.Александров (реактор типа РБМК его изобретение) попытался дезавуировать Н.А.Доллежаля, выступив через некоторое время против него в журнале „Проблемы мира и социализма“.
Концепция „абсолютной безопасности АЭС“ действовала неотразимо. Доллежалю было сделано внушение, он замолчал и… надолго уже стал главным конструктором реактора типа РБМК, которыми быстро стали заполняться украинские и российские земли. Заложили АЭС с РБМК (который эксплуатационники прозвали „динозавром“) в Чернобыле, под Курском, Ленинградом и Смоленском, в Игналине и Костроме…" 4
Автор: Вячеслав Звягинцев, полковник юстиции запаса