ПРАВО.ru
Дело №
3 сентября 2009, 21:00

Завещание для Адольфа Гитлера

Завещание для Адольфа Гитлера
Президент Германии Пауль фон Гинденбург и глава правительства Адольф Гитлер (30 января 1933 г.) Фото с сайта www.pravda.ru

В августе 1945 года союзные державы СССР, США, Великобритания и Франция учредили Международный Военный Трибунал для справедливого наказания главных военных преступников нацистской Германии, развязавшей самую кровопролитную войну в истории человечества – Вторую мировую. А 8 октября 1945 года главные обвинители от союзных государств вручили судьям обвинительное заключение, которое в тот же день было передано обвиняемым. 18 октября обвинительное заключение было опубликовано одновременно в Лондоне, Москве, Вашингтоне и Париже.

Из обвинительного заключения Нюрнбергского процесса

В обвинительном заключении в частности говорилось, что СССР, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, США и французской Республики в лице нижеподписавшихся Р.А.Руденко, Хартли Шоукросса, Роберта X. Джексона и Франсуа де Ментона, должным образом уполномоченных своими правительствами для расследования обвинений и судебного обвинения главных военные преступников в соответствии с Лондонским Соглашением от 8 августа 1945 г. и Уставом Международного Военного Трибунала, настоящим обвиняют в преступлениях против мира, в военных преступлениях, в преступлениях против человечности и в создании общего плана или заговора для совершения этих преступлений, перечисленных в Уставе Трибунала.

Все обвиняемые, совместно с другими лицами, в течение нескольких лет являлись руководителями, организаторами, подстрекателями и соучастниками создания и осуществления общего плана или заговора для совершения преступлений против мира, военных преступлений и преступлений против человечности. И несут индивидуально ответственность за свои собственные действия и за все действия, совершенные любым лицом для осуществления такого плана или заговора. Общий план или заговор включал совершение преступлений против мира, выразившееся в том, что подсудимые планировали, подготовляли и вели агрессивные войны, которые являлись также войнами, нарушающими международные договоры, соглашения и обязательства. Общим планом или заговором предусматривались, а подсудимыми предписывались к исполнению такие средства, как убийства, истребление, обращение в рабство, ссылки и другие бесчеловечные акты, как в Германии, так и на оккупированных территориях, преследования по политическим, расовым и религиозным мотивам.

Центром общего плана или заговора в обвинительном заключении названа нацистская партия – германская национал-социалистская партия. Главным руководителем, или "фюрером", национал-социалистской партии, организованной в 1920 году, в 1921 году стал Адольф Гитлер.

После провала Мюнхенского путча 1923 года, имевшего своей целью свержение Веймарской республики, нацисты приступили к захвату власти в Германии "легальным" путем, поддержанным террором. Они создали и использовали как партийное формирование штурмовые отряды "СА", полувоенную добровольческую организацию из молодых людей, обученных и воспитанных в духе насилия, задачей которых было помочь нацистской партии овладеть "улицей".

А через десять лет, 30 января 1933 года Президент Веймарской республики генерал-фельдмаршал Пауль фон Гинденбург за восемь месяцев до своей смерти назначил ефрейтора Адольфа Гитлера канцлером Германской республики. После провокационного поджога Рейхстага 28 февраля 1933 года, в котором были обвинены коммунисты, все пункты Веймарской конституции, которые гарантировали свободы личности, слова, печати, собрания и союзов, были нацистами отменены. Нацистским заговорщикам удалось провести в Рейхстаге так называемый "закон о защите народа и империи", дававший Гитлеру и членам его кабинета чрезвычайные полномочия в области законодательства. В сущности, во власти нацистов оказался государственный аппарат, законодательный орган – Рейхстаг и суды. Все это позволило им приступить к тотальному усилению власти и мобилизации страны к агрессивным войнам. 

"Немецкому народу и его канцлеру"

Назначение Гитлера канцлером свидетельствует о том, как мало в политике значат иногда личные предпочтения. Президент Веймарской республики Пауль фон Гинденбург поначалу отрицательно относился к набирающему силу "богемскому ефрейтору", как пренебрежительно называл Адольфа родовитый генерал-фельдмаршал. Потребовалось немало времени, чтобы Гинденбург публично отказался от своих стереотипов относительно Гитлера. Он сделал это в своем политическом завещании (о котором мы скажем ниже), назвав его "мой канцлер". Для будущего фюрера нации это стало настоящим посвящением в рыцари и обеспечило вожделенную легитимность власти, которую даже Нюрнбергский процесс не поставил под особое сомнение.

1934 год стал важнейшим для судьбы национал-социалистического переворота в Германии. Получив канцлерскую власть из рук Гинденбурга, Гитлер уже многого достиг: он превратил рейхстаг в чисто номинальный орган, запретил политические партии, лишил оппозиционеров сколько-нибудь значимых постов, распустил местные парламенты (ландтаги) и профсоюзы, национализировал радиостанции и подчинил их министру пропаганды Йозефу Геббельсу.

Тем не менее, власть Гитлера была непрочной. И, прежде всего, потому что национал-социалистам к тому времени еще не удалось взять под контроль армию. Не поддерживала новоиспеченного канцлера и церковь ввиду явно выраженного атеизма "новых господ". А Министерство иностранных дел во главе с беспартийным Константином фон Нейратом вообще было бастионом "старой гвардии", и упорно не хотело прислушиваться к мнению Гитлера. В целом в высших эшелонах власти многие мечтали о возвращении к прежним временам и о реставрации династии Гогенцоллернов. Одним из самых влиятельных монархистов был сам рейхспрезидент Гинденбург. Уже в начале 1934 года все эти обстоятельства привели к кризису молодого национал-социалистического режима. Гитлер, чтобы разом решить все проблемы, выжидал удобный момент.

К этому следует добавить едва ли не самое главное. Через год после прихода фашистов к власти разочаровались в своем выборе широкие круги населения Германии. Уровень безработицы снизился, однако решить другие проблемы так и не удалось. Фермерские хозяйства и мастерские не выдерживали конкуренции с промышленными гигантами, рабочие не видели существенного улучшения своего положения, крестьяне же были недовольны введением распределительной системы. Даже сторонники Гитлера оказались напуганы хозяйничающими повсюду штурмовыми отрядами. Штурмовики представляли серьезную угрозу и для Гитлера. Идею Эрнста Рема, главу четырехмиллионной армии вооруженных молодых людей, трансформировать штурмовые отряды в народную милицию Гитлер решительно отверг из-за нежелания провоцировать конфликт с военными.

Верховное командование немецкими вооруженными силами, согласно Конституции, оставалась за рейхспрезидентом. Но Гинденбург был 87-летним старцем. Кроме того, с марта 1934 года он страдал от быстро прогрессирующего заболевания почек. В связи с этим он перенес свою резиденцию в Восточную Пруссию, в собственное имение Нейдек. Уже 11 мая 1934 года рейхспрезидент составил политическое завещание, адресованное "немецкому народу и его канцлеру". В начале документа Гинденбург цитировал собственные воспоминания, вышедшие в 1920 году, когда ставка делалась на императорскую власть, которая одна, как ему казалось, смогла бы обеспечить Германии процветание и возрождение после Первой Мировой войны. Однако квит-эссенция завещания заключалась вовсе не в этом. Гинденбург в завещании начертал: "Мой канцлер Адольф Гитлер и его движение задались великой целью объединить немецкий народ, несмотря на все внутренние противоречия, что в исторической перспективе свидетельствует об их дальновидности". По свидетельству современников, у Гинденбура была одна политическая цель, подавляющая все остальные, – объединить немецкий народ. И Гитлер, по мнению "патриарха" Германии, лучше своих предшественников мог бы добиться ее достижения. Показательно, что перед этой целью на задний план уходила даже идея восстановления монархии, о чем постоянно говорил вице-канцлер Франц фон Папен. В свете этого Гинденбург не хотел усиления влияния штурмовых отрядов и недвусмысленно указал Гитлеру на то, что "необходимо призвать к порядку возмутителей спокойствия". 

Пропавшее завещание

Гитлер понимал, что медлить нельзя. Совместно с Герингом, Гиммлером и Гейдрихом он спланировал акцию по физическому устранению руководителей штурмовиков ("Ночь длинных ножей"), а заодно и сторонников старого режима. Молчаливого согласия командования армии и прикрытия Гинденбурга было достаточно для решительных действий. Рейхспрезидент позаботился лишь о том, чтобы ничего плохого не случилось с вице-канцлером фон Папеном и главой военизированной организации "Стальной шлем" Теодором Дюстербергом. 3 июля 1934 года в Нейдеке Гитлер доложил Гинденбургу об успехе операции, которая больше напоминала резню. Рейхспрезидент остался доволен, а Геббельс записал в своем дневнике: "Гинденбург превосходен. Старик действительно незаурядная личность".

Проблемы со штурмовиками и их предводителем Ремом у Гитлера закончились. Оставалась еще одна опасность – сам Гинденбург. Старый политик вполне мог поддержать на грядущих выборах кого-то из монархистов, тем самым закрыв Гитлеру доступ к неограниченной власти. И здесь на арену истории выходит вторая – неизвестная – часть завещания, которую Гитлер по каким-то соображениям изъял из бумаг рейхспрезидента сразу после его смерти. Мы можем предположить, что Гинденбург, вероятнее всего, высказался в пользу кандидатуры, совершенно неугодной Гитлеру. Не был ли это фон Папен – не менее ярый монархист, чем Гинденбург? Как бы там ни было, но гласности была предана только та часть завещания, в которой возвеличивался Гитлер. Завещатель, очевидно, хотел подсластить горькую "пилюлю", которая содержалась во второй части документа, однако не просчитал возможность подтасовки со стороны "богемского ефрейтора".

Ефрейтор похоронил фельдмаршала

То обстоятельство, что Гинденбург питал иллюзии на счет возрождения Великой Германии на базе монархии, рассматривая Гитлера лишь как орудие реализации этого замысла, конечно же, было на руку амбициозному канцлеру. Однако Гитлер хотел действовать наверняка. 1 августа 1934 года он подписывает закон, согласно которому "должность рейхспрезидента объединяется с должностью рейхсканцлера".

Однако второй параграф этого документа был по-настоящему необычен с точки зрения истории права. В нем говорилось: "Настоящий закон вступает в силу с момента ухода из жизни нынешнего рейхспрезидента". На следующий день, 2 августа, Гинденбург – очень своевременно – умер.

Далее началось настоящее политическое шоу. 7 августа 1934 года тело Гинденбурга выставили для прощания в мемориальном комплексе Танненберг, построенном в честь победы немецких войск над русскими в августе 1914 года. Гинденбург был объявлен отцом этой победы и с помпой похоронен. Гитлер произнес: "Мертвый герой, иди на Вальгаллу". С этого момента о рейхспрезиденте Веймарской республики было забыто: ефрейтор похоронил фельдмаршала. 16 августа политическое завещание Гинденбурга (или то, что от него осталось) было опубликовано в прессе. Двумя днями спустя его сын Оскар фон Гинденбург высказался по радио в поддержку Гитлера: "Теснее ряды, сплотитесь вокруг фюрера Германии. Продемонстрируйте всему миру нерушимое единство немецкого народа!"

Однако Гитлер не забыл и о подстраховке. Уже 2 августа 1934 года, прямо в день смерти Гинденбурга, он сделал очень важный шаг. Генерал Вернер фон Бломберг привел всех немецких солдат к присяге на верность лично фюреру. Откровенно говоря, он не имел никаких юридических прав менять текст присяги, которую до этого приносили на Конституции, но решился на это ради, как ему казалось, укрепления положения вооруженных сил. На самом деле фон Бломберг добился лишь усиления Гитлера.

На референдуме, прошедшем 17 августа, директива Гитлера о том, что он становится неограниченным главой Германии, получила поддержку 89,9% населения. Не поддержали канцлера лишь 10,1% населения, явка же составила рекордные цифры – 95,7%. Диктатор получил вожделенную легитимность.

В принципе, эта легитимность перехода всей полноты власти к идеологу германского фашизма не была поставлена под особое сомнение даже на Нюрнбергском процессе. "Гинденбург умер, и Гитлер стал одновременно имперским президентом и канцлером. Во время последовавшего за этим плебисцита, который проводился под контролем нацистов, 38 миллионов немцев выразили свое одобрение, и вся власть оказалась в руках Гитлера", – констатируется в Приговоре Международного Военного Трибунала. Зато из текста Приговора видно, что куда более серьезные обвинения были выдвинуты в адрес вице-канцлера фон Папена, который в период усиления компартии Германии позвал Гитлера во власть, помог ему стать канцлером в 1933 году. Впрочем, фон Папен судом Международного Военного Трибунала в Нюрнберге в ходе разбирательств был оправдан.

Возвращаясь к результатам общенационального референдума, надо сказать, что Гитлер остался недоволен тем, что чуть больше 10% немцев все-таки не поддержали его в ходе голосования. Но теперь он был главой национал-социалистической партии при однопартийной системе, главой Правительства, главой государства и Верховным главнокомандующим вооруженными силами. Всего-навсего за восемь месяцев он добился неограниченной власти. Сколь туманным казалось его будущее всего несколько недель назад, столь же блестящими казались теперь планы на будущее, которым, к счастью, не суждено было сбыться.

Гитлер поделится своей горечью и "найдет виноватых" в поражении Германии в собственном политическом завещании, но это уже совсем другая история.