ПРАВО.ru
Актуальные темы
21 января 2014, 13:05

Третьим пакетом законов о судебной реформе Путина недовольны и ВС, и ВАС

Третьим пакетом законов о судебной реформе Путина недовольны и ВС, и ВАС
Фото с сайта www.rg.ru

Высшие суды недовольны законопроектами, регламентирующими работу судебной системы после ликвидации ВАС. ВС РФ категорически не согласен с тем, как меняется правовое положение военнослужащих-контрактников, которые идут работать военными судьями, есть у него претензии и к нормам об "едином информационном пространстве" и администраторах судов. У ВАС замечаний больше. Он пытается убедить Госдуму предусмотреть гарантии сохранения качества информационных технологий, указывает авторам законопроекта, что они забыли про Суд по интеллектуальным правам и билеты для кандидатов в судьи "единого" ВС после формирования его первоначального состава, а также критикует усиливающееся влияние Суддепартамента при ВС РФ на администраторов судов — "инструмент давления".

После того как Госдума одобрила первый законопроект, реализующий идеи президента Владимира Путина о судебной реформе — поправку к Конституции, которая предусматривает создание "единого" Верховного суда путем ликвидации Высшего арбитражного, глава государства внес в нижнюю палату второй и третий пакеты законопроектов (по три в каждом) о будущем судебной системы. В конце декабря Госдума в спешном порядке приняла в двух чтениях второй, по которому арбитражные суды сохранятся, ВС разместится в Санкт-Петербурге, а отбором первоначального состава для него займутся специальные экзаменационная комиссия и квалификационная коллегия. В новой высшей судебной инстанции будет 170 судей, их распределят по семи коллегиям. Среди них будут апелляционная, по административным, уголовным и гражданским делам, а также по экономическим спорам. Военная коллегия будет переименована в "коллегию по делам военнослужащих", а специальная коллегия для судей, недовольных решениями квалификационных коллегий, заменит существующий сейчас отдельный орган — Дисциплинарное судебное присутствие. В третьем чтении эти законопроекты пока не приняты, а пока депутаты переключились на третий пакет поправок.

Между тем у высших судов к нему достаточно много замечаний [официальные отзывы есть у "Право.Ru"]. В первую очередь они касаются проекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона РФ о поправке к Конституции "О Верховном суде РФ и прокуратуре РФ".

Риски единого информационного пространства

ВС и ВАС совместно критикуют намерение авторов законопроекта дать новое содержание понятию "единое информационное пространство федеральных судов и мировых судей" из закона 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". Законопроект предлагает исключить из определения словосочетание "судов общей юрисдикции", и, как следствие, "пространством" будет считаться "совокупность обеспечивающих информационное взаимодействие ВС РФ, федеральных судов, мировых судей, органов судейского сообщества и системы Суддепа баз данных и банков данных".

Верховный суд готов согласиться с общей идеей, но недоволен проработкой: в законопроекте речь идет о федеральных судах, но это понятие не раскрывается в законах "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ" и "Об органах судейского сообщества", а потому придется пользоваться в его значении из закона "О судебной системе в РФ" (ст. 4), по которому к федеральным судам относится и Конституционный суд РФ. "[Это] в законопроекте не учитывается и может привести к возникновению правовых коллизий", — говорится в отзыве ВС.

ВАС, судя по всему, по-прежнему беспокоится за судьбу Картотеки арбитражных дел, но напрямую в отзыве ее не упоминает, используя обтекаемые формулировки. "Не отрицая необходимость функционирования единого информационного пространства судов, нельзя не отметить, что единство такого пространства должно обеспечиваться не в ущерб качеству применяемых информационных технологий и во всяком случае не может приводить к снижению достигнутого уровня информатизации в арбитражных судах", — говорится в официальном отзыве ВАС. В суде видят риск того, что на практике "произойдет замена информационных ресурсов и технологий, используемых в арбитражных судах, на качественно отличные" ресурсы судов общей юрисдикции.

Поэтому Высший арбитражный суд предлагает дополнить президентский законопроект нормами о недопустимости "снижения достигнутого уровня информатизации судов, требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения доступа к информации о деятельности судов". Эта идея созвучна с мыслями зампреда ВАС Татьяны Андреевой, которая ранее говорила о возможном нарушении ст. 55 Конституции, которая не допускает принятие законов, умаляющих или ущемляющих права, гарантированные законом. А это произойдет, если предпринимателей лишат возможности подавать документы в суд в электронном виде, наблюдать за заседаниями в высшей инстанции с помощью интернета в онлайн-режиме, получать в Сети информацию о движении дела, как это позволяют делать нынешние информационные ресурсы ВАС.

Кроме того, ВАС снова пытается настоять на сохранении "Вестника Высшего арбитражного суда РФ" с одновременным его переименованием в "Вестник арбитражных судов" (в декабре 2013 года Госдума отклонила поправки ВАС о сохранении картотеки арбитражных дел и "Вестника"). Обосновывается это предложение тем, что сейчас по закону "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ" их списки публикуются как раз в этом издании, а Путин не предложил нового варианта обнародования информации.

Инструмент давления на суд

Изменения, которые касаются Судебного департамента при Верховном суде РФ, тоже не обошлись без критики. ВАС, например, называет "нецелесообразным" правило, по которому структура [этого ведомства] и перечень подразделений утверждаются решением его коллегии по согласованию с Советом судей. "Вопросы структуры госоргана решаются им самостоятельно", — приводится в официальном отзыве правильный, по мнению Высшего арбитражного суда, вариант регулирования. Но в любом случае потребуется внесение изменений в закон "О судебной системе РФ", ловят ВАС на неточности разработчиков президентского проекта, так как по нему структура Суддепа устанавливается федеральным законом.

К реформе института администраторов судов тоже есть нарекания. Президентский проект предусматривает, что эти чиновники в судах общей юрисдикции областного звена, а также в арбитражных судах будут работать под двойным контролем — со стороны руководителя суда и подразделений Суддепа, а назначаться и освобождаться от должности начальником структурного подразделения ведомства по представлению главы соответствующего суда. Схожий алгоритм предложен и для райсудов, только там фигурируют местные управления Суддепа.

Такое регулирование нельзя признать удачным и положения об администраторах судов следует из законопроекта исключить, говорится в отзыве ВАС. Во-первых, двойное подчинение администратора суда Суддепу и главе соответствующего суда "неоправданно усложняет его правовой статус", а во-вторых, "закрепляет инструмент оказания давления на суд со стороны руководства Суддепа". В качестве положительного примера ВАС приводит опыт арбитражных судов: во главе аппарата в них стоит его глава-администратор, он входит в штат суда и назначается на должность главой соответствующего суда. Вскользь упоминается и небрежность разработчиков президентского законопроекта: соответствующие поправки в закон "Об арбитражных судах в РФ" не предлагаются.

В свою очередь ВС напоминает депутатам, что администраторы есть и в военных судах, но в законопроекте о них ничего не говорится. А вот про "Концепцию реформирования института администраторов федеральных судов общей юрисдикции", которую Совет судей утвердил в начале декабря 2013 года, еще до внесения третьего пакета поправок в Госдуму, вспоминать не стали. Между тем она предусматривает более простую модель — устранение двойного подчинения администраторов судов областного звена, а также включение их должностей в штат аппарата судов и подчинение главе суда (подробнее "Администраторов судов тоже реформируют").

Представительство в органах судейского сообщества 

ВАС недоволен тем, что авторы проекта забыли о Суде по интеллектуальным правам при определении числа представителей на Всероссийском съезде судей и в Совете судей. Поэтому предлагается закрепить норму, по которой от СИП туда будут направляться по два делегата. "Также следует предусмотреть представительство Суда по интеллектуальным правам в Высшей квалификационной коллегии судей наравне с судьями арбитражных судов округов", — говорится в отзыве ВАС.

Беспокоятся в ВАС и о судьбе будущих претендентов на должность судьи в "единый" ВС, а именно о содержании экзаменационных билетов. По принятому во втором чтении законопроекту "О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав ВС РФ", "билеты составляются отдельно для претендентов на вакантные должности в соответствующих судебных коллегиях ВС РФ с учетом специфики вопросов, подлежащих рассмотрению этими коллегиями". Однако вопрос об экзаменационных билетах для кандидатов на должности судей ВС после формирования первоначального состава остается открытым, указывает ВАС. Это вызвано тем, что, по действующей редакции закона "Об органах судейского сообщества в РФ," кандидаты в судьи ВАС и ВС сдают экзамен по билетам, составленным отдельно для кандидатов в судьи суда общей юрисдикции и кандидатов на работу в арбитражные суды, а новый порядок не предлагается.

ВС пугает Госдуму неработоспособностью военных судов

А ВС отказывается поддерживать идею о лишении права на льготное увольнение из армии или приостановление военной службы контрактникам при назначении их судьями военных судов или военной коллегии ВС (такая льгота остается у тех, кого избирают депутатом, сенатором или губернатором). "[Это] не только ограничит права военнослужащих на их назначение на должность военного судьи, поскольку военнослужащие не могут быть военными судьями, а для увольнения у них не будет правового основания, — возмущены в ВС, — но и существенно затруднит формирование военных судов в целом и осложнить их деятельность в период военного времени и иных чрезвычайных ситуациях". Для наглядности Верховный суд напоминает депутатам, что сейчас военная служба приостановлена у 62 военных судей. В случае принятия новеллы "их правовой статус станет неопределенным", сетуют в суде. 

С текстом законопроекта законопроект № 409207-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.

С текстом законопроекта № 409189-6 "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" и признании утратившим силу Федерального конституционного закона "О Дисциплинарном судебном присутствии" можно ознакомиться здесь.

С текстом законопроекта № 409194-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.