ПРАВО.ru
Актуальные темы
28 апреля 2014, 16:31

Правительство может оставить нотариусов без нового закона

Правительство может оставить нотариусов без нового закона
Фото с сайта www.mgnp.info

Чиновинки, возможно, решили обхитрить нотариусов и отказаться о полномасштабной реформы нотариата и широкого общественного обсуждения нового закона, который регулирует его работу. Часть значимых новелл, например изменение порядка выборов президента ФНП, через Госдуму уже протащили тайно в виде поправок в закон о секьюритизации финансовых активов. А пугающие нотариусов минюстовские идеи об усилении госконтроля могут быть включены в законодательство с помощью другого думского проекта, авторами которого являются председатель комитета по госстроительству Владимир Плигин и двое его коллег, свидетельствует отзыв правительства на конкурирующий документ главы комитета по законодательству Павла Крашенинникова. Так что от идеи принять "комплексный" закон о нотариате может остаться только упоминание в утвержденной на днях госпрограмме "Юстиция".

Четвертый год нотариусы ждут, когда законодатели примут новый профильный закон, который заменит действующие "Основы законодательства о нотариате". Отсутствие этого документа серьезно мешает им: тарифы не увеличивались почти десять лет, и нотариусы идут на хитрость, закладывая в стоимость работы дорогие услуги правового и технического характера. Но самое главное – на отсутствие нового закона ссылались депутаты, когда, принимая президентские поправки в Гражданский кодекс, отказывались ввести обязательное нотариальное оформление сделок с недвижимостью для физлиц. 

Дело, казалось, сдвинулось с мертвой точки осенью 2013 года после предупреждения единоросса, главы думского комитета по законодательству Павла Крашенинникова о том, что он внесет в Госдуму собственный законопроект, если чиновники не поторопятся. После этого Минюст исправился и после консультаций с Федеральной нотариальной палатой обнародовал свой документ. Его содержание стало сюрпризом для нотариусов: государственный и внебюджетный нотариат сохраняется, хотя ФНП давно пыталась избавиться от госнотариусов, которых в стране осталось чуть более двух десятков, в основном в отдаленных районах (подробнее "Не только мы изумлены"). И тогда в декабре 2013 года Крашенинников исполнил свою угрозу и внес в Госдуму свой вариант закона "О нотариате и нотариальной деятельности", который соответствовал подходам ФНП к основным принципам реформы.

Однако поддержки не встретил. Законопроект Крашенинникова активно критиковали как региональные парламенты, так и Счетная палата и Совет федерации. Парламент Тывы был недоволен упразднением госнотариусов, заявляя, что частнопрактикующих у себя в республике набрать не может, а потому вынужден отказываться от них в пользу государственных. В СП и верхней палате парламента опасались, что новая система тарифов – только нотариальный тариф, установленный правительством – уменьшит доходы регионов, а финансовые риски не просчитаны. Дело в том, что сейчас расценки на услуги нотариусов определяются двумя законами – "Основами" и Налоговым кодексом. Последний разрешает взимать с клиентов госпошлину, а Основы – плату за правовую и техническую работу нотариусов (сбор документов, написание, консультации), которая подчас в разы превышает нотариальный тариф. При этом госпошлина (нотариальный тариф у частных нотариусов) за нотариальные действия поступает в региональные бюджеты (подробнее>>).

Чуть позже высказалось правительство, отзыв которого размещен в базе Госдумы 25 марта. В документе за подписью зампредседателя правительства Сергея Приходько, по сути, говорится о том, что законопроект неактуален и не нужен. Чиновники считают, что многие проблемы урегулированы ФЗ-379 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части секьюритизации финансовых активов от 21 декабря 2013 года, который был принят совершенно по-партизански (подробнее>>). В соответствии с ним изменилась организация работы нотариальных палат, порядок формирования их органов, перечисляет в отзыве Приходько, были усовершенствованы некоторые виды нотариальных действий, введена единая информационная система нотариата. Регистрация сделок с недвижимостью с помощью нотариуса в Росреестре теперь возможна за пять дней, а не за восемнадцать, как в обычном порядке.

В отзыве Приходько также пишет, что "работа по совершенствованию законодательства о нотариате продолжается и в рамках доработки ко второму чтению проекта федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства РФ о нотариате, закон "О залоге" и часть первую Гражданского кодекса РФ". Авторами этого проекта являются единороссы, глава думского комитета по госстроительству Владимир Плигин, Владимир Поневежский, Дмитрий Вяткин. Документ во многом повторяет 379-ФЗ, но в то же время содержит ряд дополнительных норм. Например, ограждает нотариусов от интереса антимонопольной службы, которая уже пыталась проверить, нет ли сговора при установлении тарифов за правовую и техническую работу. Кроме того, законопроект серьезно увеличивает нотариальные тарифы. За свидетельствование подлинности подписи предлагается брать с клиентов 500 руб. вместо нынешних 100-200 руб. Удостоверение завещания обойдется минимум в 1000 руб., а удостоверение доверенности на право управления или распоряжения имуществом – 1500 руб.

Документ за подписью Приходько также позволяет понять, в каком направлении предполагается дорабатывать законопроект Плигина и его коллег. "[В нем] планируется урегулировать вопросы создания эффективных механизмов госконтроля и нормативно-правового регулирования в сфере нотариата, ответственности нотариуса, доступа к нотариальной деятельности, определения размеров и особенностей уплаты нотариальных тарифов", – чиновник. Сейчас в документе про контроль за нотариатом и доступ в профессию речь не идет, но зато такие нормы есть в проектах Крашенинникова и Минюста. Например, если чиновники последнего выявят нарушение у нотариуса, и не дождутся в течение месяца реакции на него от палаты, то смогут через суд добиваться отстранения нотариуса от должности, а заодно самостоятельно приостановить его статус до окончания судебного разбирательства. Нотариусы этими идеями были крайне недовольны. Приостановление полномочий происходит в административном порядке, а не по решению суда, не предусмотрен механизм компенсации, если нотариус пострадал зря, возмущались в ФНП, если суд откажется "увольнять" нотариуса, то Минюст просто отменит собственное решение о приостановлении его статуса (подробнее>>).

Идеи министерства гораздо легче воплотить в жизнь в виде изменений к депутатскому проекту, чем инициировать процедуру принятия закона, а неурегулированных вопросов в случае принятия "расширенного" проекта Плигина и его коллег практически не останется. "В настоящее время часть затронутых в законопроекте [Крашенинникова] вопросов уже урегулирована федеральным законом, другая часть будет урегулирована с принятием [еще одного депутатского] проекта, что делает принятие рассматриваемого законопроекта нецелесообразным", – говорится в отзыве.

Из документа можно сделать вывод, что составители отзыва в принципе не считают необходимым принимать новый закон о нотариате, считает юрист из адвокатского бюро "Линия права" Александр Дондоков. Это вряд ли правильно, думает президент Свердловской нотариальной палаты Владимир Ярков. "Было бы оптимально, если бы вопросы решались комплексно. Отдельные, лоскутные, траншевые изменения не очень эффективны", – таково его "частное мнение". Такое подход предусмотрен и утвержденной на днях госпрограммой "Юстиция", которая предусматривает, что в 2014 году будет принят закон "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации".

Крашенинников через помощника передал, что с отзывом правительства пока не знаком, на звонок корреспондента "Право.Ru" он не ответил. Плигин затруднился с ответом на вопрос о судьбе нового закона о нотариате. Новый глава ФНП Константин Корсик отказался общаться. "Я не хочу общаться с вами по телефону – вы постоянно про нас гадости пишите", – заявил он и положил трубку.