Правительство на девяти страницах раскритиковало основные новеллы будущего КоАП: без достаточного обоснования увеличивается число видов административных наказаний, категории административных правонарушений непрозрачны, так как в их описании используются оценочные понятия, которых нет в российском законодательстве, а новые правила расчета штрафов фактически исключают возможность назначения административного наказания, исходя из внутреннего убеждения судьи.
Чуть более года назад Лариса Брычева, помощник президента Владимира Путина и начальник его государственно-правового управления, назвала ситуацию с бесконечными изменениями Кодекса об административных правонарушениях близкой к катастрофе, так как за время его действия в нем оказалось порядка 2500 корректив. В январе глава думского комитета по госстроительству единоросс Владимир Плигин и его коллега по фракции Дмитрий Вяткин, откликнувшись на претензии Брычевой, внесли в Госдуму проект Общей части нового КоАП. Проект Особенной части, предусматривающей санкции за конкретные нарушения, до сих пор не готов, но разработчики нового КоАП обещают, что его части будут приниматься одновременно. Тем временем в комитет по госстроительству, курирующий этот законопроект, поступают отзывы и замечания на него. Сегодня положительный отзыв на проект Общей части пришел из Белого дома за подписью зампреда правительства Сергея Приходько. В документе сообщается, что "законопроект концептуально поддерживается", но требуется доработка, какая именно – рассказывается на девяти страницах.
Чиновники с Краснопресненской набережной критикуют одну из ключевых новелл проекта – введение по аналогии с уголовным процессом категорий административных правонарушений в зависимости от их характера: грубые, значительные и менее значительные. Дело в том, что в их описании используются оценочные понятия, недовольны в Белом доме, "вредные последствия", "существенные вредные последствия", "значительный вред", определений которых в российском законодательстве нет. Так, законопроект предлагает относить к грубым нарушениям деяния, создающие угрозу жизни, здоровью людей, национальной безопасности России, риски наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, возникновения эпидемии, а также влекущие за собой угрозу наступления существенных вредных последствий. Значительные – деяния, причиняющее значительный вред охраняемым общественным отношениям, независимо от наступления вредных последствий. Менее значительные – правонарушения, не причиняющие значительного вреда.
"В законопроекте не содержится формально определенных признаков, позволяющих разграничить административные правонарушения по категориям", – резюмирует правительство и рекомендует авторам документа рассмотреть вопрос о закреплении перечня только грубых правонарушений. Конституционный суд РФ неоднократно говорил о необходимости определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм (№ 7-П от 20 апреля 2009 года, № 27-П от 6 декабря 2011 года, № 16-П от 29 июня 2012 года), напоминает правительство.
Без достаточного обоснования увеличивается число видов административных наказаний, обратили внимание в Белом доме. Так, Плигин и Вяткин предлагают к возможным сегодня штрафам, лишению специального права и т. д. добавить исправительные работы, административный запрет на посещение публичных и иных массовых мероприятий, а также запрет на полтора – три года на полеты на самолетах за дебош на борту. В правительстве считают, что нуждается в дополнительном обосновании установление наказаний, ограничивающих значимые для граждан права и свободы (на свободное передвижение, собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование – ст. 27 и 31 Конституции РФ). "Административный запрет на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажиров может в определенных ситуациях иметь жизненно важные последствия для гражданина, учитывая, что в ряде случаев воздушный транспорт может быть единственно возможным средством передвижения", – говорится в отзыве. Однако в нем ничего не упоминаются про вызвавшую споры идею законопроекта о возможности ликвидации юрлица или прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, которые суд сможет применять за работу без лицензии либо обязательного членства в саморегулируемой организации.
Новые размеры административных штрафов тоже не устраивают правительство, так как они "многократно превышают минимальный размер уголовного штрафа". УК допускает назначение по общему правилу штрафа от 5000 руб. до 5 млн руб. В свою очередь разработчики нового КоАП намерены, в частности, установить, что за грубые нарушения размер штрафов для граждан назначается в интервале от 10 000 руб. до 100 000 руб. (сегодня от 5000 руб. до 300 000 руб.), для индивидуальных предпринимателей – от 100 000 руб. до 400 000 руб., для должностных лиц – от 200 000 руб. до 800 000 руб., для юрлиц – от 5 млн руб. до 60 млн руб.
Кроме того, раскритиковали в Белом доме и формулу, предложенную в законопроекте для расчета штрафов. В нем, например, предлагается вычислять наказание за грубое нарушение без смягчающих или отягчающих обстоятельств по такой формуле: разница максимальной и минимальной пределов наказания, деленная на два, суммированная с минимальной санкцией. Предлагаются такие же формулы и для исчисления наказаний при смягчающих и отягчающих обстоятельствах. "[Это] фактически исключает возможность назначения административного наказания, исходя из внутреннего убеждения судьи либо должностного лица с учетом таких обстоятельств, как характер противоправного действия, имущественное положение физлица, привлекаемого к ответственности, и его семьи, наличия зарплаты или иного дохода, имущественного и финансового положения юрлица", – говорится в документе.
В Белом доме убеждены, что идея запретить выписывать наказание ниже низшего предела виновным в совершении грубого административного правонарушения "не соответствует позиции" КС (№ 4-П от 25 февраля 2014 года). Тогда КС признал ч. 1 ст. 7.3, ч. 1 ст. 9.1, ч. 1 ст. 14.43, ч. 2 ст. 15.19, ч. 2 и 5 ст. 15.23.1 и ст. 19.73 КоАП не соответствующими Конституции в той мере, в какой не допускают назначения штрафа ниже низшего предела. КС указал, что минимальный размер штрафа по оспоренным статьям (а также по другим статьям КоАП РФ, где он составляет 100 000 руб. и более) может быть снижен судом ниже низшего предела санкции, когда это необходимо для недопущения чрезмерного ограничения экономических прав привлекаемых к административной ответственности юрлиц.
Критикуют в Белом доме намерение единороссов "в исключительных случаях" по аналогии с Уголовным кодексом привлекать к административной ответственности с 14 лет, сохранив общее правило административной ответственности с 16 лет. "Указание на такие исключительные случаи отсутствует. В то же время в ст. 20 УК приведен исчерпывающий перечень составов преступлений, за совершение которых ответственность наступает с 14-летнего возраста, – говорится в отзыве. – Для снижения возраста административной ответственности до 14 лет необходимо обоснование с учетом анализа правоприменения, но в пояснительной записке такие данные не приведены".
Усомнились в правительстве и в том, что законопроект не требует расходов из бюджета – деньги могут быть нужны "на реализацию механизма наложения новых видов административных наказаний". Кроме того, расходы могут возникнуть в связи с проведением экспертиз для определения физического, психологического принуждения лица к совершению нарушения либо для определения его невменяемости. Дело в том, что если давление на человека или его невменяемость будут доказаны, то привлечь к административной ответственности будет нельзя.
С текстом законопроекта № 703192-6 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Общая часть)" можно ознакомиться здесь.