Указ президента о запрете полетов в Египет – это форс-мажор, отмечают юристы, и закон предусматривает для этого определенные последствия. Но в случае отношений турагент – турист действует специальное регулирование, направленное на защиту прав потребителя, и здесь картина получается другая. Что означает запрет полетов с юридической точки зрения и какие судебные перспективы у туристов, рассказали эксперты "Право.ru".
Через неделю после крушения Airbus A321 "Когалымавиа", унесшего жизни 217 туристов и семи членов экипажа, в России запретили полеты в Египет. Как пишут СМИ, участники рынка и чиновники считают, что запрет будет действовать не меньше двух-трех месяцев. Это время придется на "высокий" туристический сезон в Египте, который в 2014 году, по данным Росстата, посетило 2,6 млн россиян. Их привлекало сочетание умеренных цен, жаркого климата, неплохого сервиса и относительной близости курортов. Теперь от этого придется отказаться. Но неясна судьба тех граждан, которые оплатили свой отдых еще до трагических событий: турфирмы уже перечислили авансы туроператорам, а те – авиакомпаниям и отелям.
Непреодолимая сила
Невыполнение обязательств не влечет ответственности, если было вызвано непреодолимой силой, гласит п. 3 ст. 401 ГК РФ. Под ней норма подразумевает чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства. Запрет президента подходит под это определение, говорит Сергей Варламов, адвокат компании "Деловой фарватер": "Указ можно сравнить со стихийным бедствием: турфирмы и туроператоры не могли его предвидеть. От воли туристов или компаний он не зависит".
Когда речь идет о договорных отношениях, стороны самостоятельно определяют, что для них является форс-мажором, продолжает Елена Герасимова, гендиректор компании "Юрколлегия". "Что касается отношений между туроператором и египетскими гостиницами, то предполагаю, что для последних изменение российского законодательства – это не форс-мажор и деньги отели возвращать не обязаны, – рассказывает Герасимова. – Но тут опять-таки нужно смотреть договоры с гостиницами, ведь они, как правило, предусматривают право туроператора вернуть деньги или их часть, если отказ от брони направлен заблаговременно (например, за 30 дней и более)". В то же время представитель Ростуризма Олег Сафонов сообщал об уступках египетской стороны: по его словам, правительство этой страны гарантирует сохранность депозитов за все предоплаченные отели. Он обещал туроператорам и встречу с авиакомпаниями, чтобы обсудить вопрос перезачета платежей по выкупленным блокам билетов.
Преодолимые разногласия
Потери понесут и агентства, и туроператоры, и желающие отдохнуть, говорит адвокат КА "Курганов и партнеры" Мария Пополитова. Ростуризм оценил прямые убытки компаний менее чем в 1,5 млрд руб., но размер упущенной выгоды пока неизвестен, передавали "Ведомости". Сумма убытков конкретного участника рынка зависит от договорных условий, считает Пополитова. В сложной ситуации все стороны заинтересованы в мирных переговорах и добровольных уступках, уверена она.
"Деньги туроператоры не возвращают, – сетует Дарья Торопова, руководитель отдела продаж онлайн-гипермаркета туров Travelata.ru. – Из них лишь единицы перенесли оплату с аннулированных египетских заявок на заявки новых туристов, что дает нам возможность вернуть туристам деньги в полном объеме или дать им выбор из любых других туров". Но чаще туроператоры предлагают выбрать другие направления из своего ассортимента или оставить деньги на депозите на год, подписав дополнительное соглашение, рассказывает Торопова. Так они пытаются сохранить клиентов. "Мы стараемся поддерживать туроператоров в нелегкое время, но и туристов не хочется ограничивать услугами лишь одного из них, ведь выбор может быть не такой широкий, да и цены меняются," – заключает Торопова.
Турфирма не обязана предлагать другой тур, а ее клиент – соглашаться на обмен, считает Илья Кокорин, партнер адвокатского бюро Buzko Kokorin. Тем не менее во многих случаях стороны заинтересованы в мирном разрешении конфликта, признает юрист: человек получит желанный отдых, а компания сократит издержки. К 19 ноября свои путевки поменяли 40 % туристов, сообщила Ассоциация туроператоров (АТОР). Россияне выбирают Кипр, Турцию, ОАЭ, Таиланд, Индию, Израиль. Правда, все эти направления значительно дороже Египта. Поэтому почти каждый третий турист (согласно данным АТОР), хочет просто вернуть свои деньги. Но есть ли для этого законные основания?
Что делать туристу
Недавний указ президента "В целях защиты граждан от противоправных действий" запрещает их воздушные перевозки в Египет и рекомендует не продавать путевки, которые их предусматривают. При этом в указе нет упоминаний о каких-либо угрозах безопасности в самой арабской республике, обращает внимание Александр Хаминский, председатель правления НП "Республиканское юридическое общество". Поэтому, считает он, туроператорам не запрещено отправлять желающих в Египет через другие страны (среди них СМИ называют Израиль, Турцию и Белоруссию). Ростуризм заявлял, что будет пресекать такие схемы, но оснований для таких требований у него нет, считает Хаминский.
Содержание указа важно не только для тех, кто планирует поехать в Египет, но и для тех, кто не смог туда попасть и хочет теперь вернуть деньги. Статья 14 закона "Об основах туристской деятельности" наделяет клиента правом обратиться в суд за изменением или расторжением договора, если "место отдыха стало опасно для жизни и здоровья, что подтверждается решениями органов власти". Если трактовать указ буквально, он не называет рискованным само пребывание в Египте. Тем не менее представляется, что тур с авиаперелетом из России не отвечает требованиям безопасности. Помимо "туристского" закона, они предусмотрены ст. 7 закона "О защите прав потребителей", указывает Кокорин.
За последние годы обстановка в Египте накалялась не раз. Туристы отказывались туда ехать и добивались возврата уплаченных за путевки денег через суд. Но до этого потребитель может требовать возврата средств в досудебном порядке, информировал Роспотребнадзор 17 августа 2013 года. Более того, если компания добровольно не выполнила законных требований гражданина, он может притязать на компенсацию морального вреда, убытков и процентов за пользование средствами, обращает внимание ведомство.
При наличии акта госоргана, подтверждающего опасность, суды разрешают дела в пользу потребителей. Например, в деле 2-3554/2011 суд взыскал с турагента, отказавшегося мирно вернуть деньги, не только стоимость путевки, но и проценты, судебные расходы и штраф. Цифры неизвестны, но суммы штрафов и неустоек могут в два и более раза превосходить стоимость тура, отмечает Кокорин. Клиенту важно направить требование о расторжении договора до начала предполагаемой поездки, предупреждает он, иначе компания будет вправе удержать сумму предоплат за гостиницу, авиабилеты и т. д. Шансы туриста победить в суде высоки, считает Пополитова.