ПРАВО.ru
Актуальные темы
20 июля 2009, 21:30

Допинг: как с осени будут наказывать спортсменов?

Допинг: как с осени будут наказывать спортсменов?
Принятие закона спортсмены ожидают уже осенью этого года Фото Право.Ru

В июне в Госдуму был внесен законопроект о борьбе с употреблением допинга. Авторы документа — члены комитета по физкультуре и спорту во главе с депутатом, олимпийским чемпионом Антоном Сихарулидзе. Принятие закона спортсмены ожидают уже осенью этого года. Появление в Кодексе об Административных правонарушениях (КОАП) статьи о допинге, по мнению законотворцев, сделает возможными следующие санкции — предупреждение, административный штраф, лишение профессиональной лицензии, в исключительных случаях — арест. Скорее всего, допинговые дела будут отданы в компетенцию мировых судей.

Пока закон только готовится, корреспондент "Право.ру" выяснил мнение известных спортсменов о нововведении и о самых громких допинговых скандалах последнего времени.

Светлана Журова, конькобежка, вице-спикер Госдумы:

- Закон о допинге не просто нужен, он необходим, иначе я не стала бы столь активно заниматься работой над ним. В проекте закона предлагается ввести в отечественное правовое поле понятие "допинг", а также отнести к противозаконным действиям распространение, обладание и назначение спортсмену "запрещенных субстанций". В документе прописано, что противоправным действием является также отказ и непредставление проб для антидопинговой комиссии. Проект предлагает закрепить правовой статус национальной антидопинговой ассоциации и ввести норму об обязательном участии в ее органах представителей государства и основных спортивных организаций России.

Но самое главное — мы предлагаем ввести ответственность за использование запрещенных препаратов не только для спортсменов, но и для тренеров, и для врачей, способствующих нарушению антидопингового законодательства. Я никогда не поверю, что тренер и врач не знают о запрещенных манипуляциях, которые проводит спортсмен. И в случае, если это будет доказано, они должны понести административное наказание.

Николай Круглов, биатлонист:

- Я не считаю, что нужно придумывать закон, расписывающий, что такое допинг, почему одни препараты можно принимать, а другие нет. Мне кажется, законодатели должны все же заниматься чем-то другим. Существуют антидопинговые центры, специальные лаборатории — это их дело. Спортивные комитеты могут и должны проверять спортсменов перед соревнованиями, но никак не политики. А то давайте еще введем спецподразделение милиции, которое будет отслеживать спортсменов и потом арестовывать их и сажать в тюрьму…

Мне вообще нравится идея, проскочившая из уст какого-то чиновника от спорта, который предложил приравнивать снятие с соревнований по подозрению в употреблении допинга с мошенничеством и судить спортсменов как преступников. Идея хорошая и действенна, но только не в нашей стране. У нас все превратится во взяточничество, поборы, возможность "убрать" неугодных людей с дистанции и манипуляцию результатов. Так что, на мой взгляд, России в области допингов лучше оставить все как есть и ничего не предпринимать.

Мария Киселева, пловчиха, телеведущая:

- В моей жизни допинговый скандал случился на Олимпиаде в Сиднее. В крови был обнаружен запрещенный препарат, оказавшийся в составе таблеток для похудания. Кто ж знал, как говорится, кто ж знал… Это грозило дисквалификацией на 3 месяца и непопаданием на Олимпиаду, но меня спасло смягчающее обстоятельно: врач вписал в допинг-лист злосчастный препарат, то есть официально заявил, что я его принимаю.

Естественно, я не знала, что составляющие пищевой добавки как раз в тот год — впервые — окажутся запрещенными, и я до сих пор ощущаю, что по отношению ко мне была допущена какая-то несправедливость.

Беда всех спортсменов, на мой взгляд, в плохой информированности. Невозможно всех, кто имеет отношение к спорту, поставить в известность о новых списках запрещенных препаратов, которые обновляются чуть ли не ежедневно… И если список корректируется, на мой взгляд, надо лояльнее относиться к тем, кто "погорел" на новых, только появившихся в нем пунктах. А еще я убеждена, что ни в коем случае не нужно в Кодекс об административных правонарушениях вносить наказания для спортсменов — поверьте, человек, который живет спортом и которого вдруг отстраняют от тренировок или игр и так уже наказан — хуже некуда…

Светлана Хоркина, гимнастка:

- Вспомните пекинскую Олимпиаду. Много говорили, что китайские спортсмены использовали допинг, потому и добились таких невиданных результатов. Брали пробы — ничего не показали. Каков вывод? Прогресс, технологии. Наука не стоит на месте, она вместе со спортом идет, работает на спорт, оттого такой результат. Я убеждена, что допинг в спорте был во все времена и будет всегда, и мастерство химиков и ученых — изобрести такой препарат, который не обнаружит ни одна проба. Во многих странах над этим вопросам бьются лучшие умы, работают ведущие институты. Но, что показательно, те допинговые скандалы, которые появляются и становятся достоянием общественности — они, как правило, яйца выеденного не стоят. В крови спортсменов ищут следы таблеток от головной боли или обезболивающих… И находят. А настоящий допинг определить невозможно… Так что все это, на мой взгляд, ненужный театр, спектакль. Но в нем приходится участвовать, пока ты в большом спорте.

Ольга Пылева, биатлонистка:

- О том, что препарат фенотропил включен в черный список Всемирным антидопинговым агентством меня и моего доктора поставили в известность только накануне соревнований. Ранее я всегда его применяла — по рекомендации доктора. И то, что с ним нельзя больше иметь дел, стало не только неожиданностью, но и шоком — и для меня, и для других спортсменов. Я всегда была честна в борьбе и эта нелепость, из-за которой меня дисквалифицировали и лишили медалей после Олимпийских игр-2006, увы, никого не заставила задуматься о том, что на самом деле творится в мире спорта…

Мне бы очень хотелось, чтобы закон о допинге как-то помог спортсменам, но, увы, предчувствия у меня такие, что он лишь усугубит ситуацию и сделает так, что человек, раз попавшийся на какой-нибудь подобной нелепости, уже никогда не сможет вернуться в большой спорт.

А фенотропил, к слову, обнаруженный в моей пробе — известный всем  спортсменам препарат, его выписывают при травмах и я его использовала для лечения травмы лодыжки.

Ирина Роднина, фигуристка:

- Допинговый контроль был на все крупных соревнованиях всегда — и в мое время тоже. Разговоры были, осуждения в спортивной прессе были, наказания были. Но скандалами это не считалось. За нарушения всегда наказывали, но ни о какой уголовной ответственности, о гигантских штрафах из кармана спортсменов речи и быть не могло. Поэтому мне весьма сомнительной кажется инициатива наших законотворцев. Ведь стоит ввести в КОАП соответствующие статьи и создать прецедент, осудив одного спортсмена, как тут же найдутся те, кто этим воспользуется. Зачем работать над собой, проводить время на изнурительных тренировках, если можно просто подкупить повара, который в ресторане, где обедает твой конкурент-спортсмен, просто подсыплет ему в суп какой-нибудь запрещенный порошок. И то, что ты не верблюд, не докажет потом ни один даже самый опытный адвокат.

Иоланда Чен, легкоатлетка, спортивный комментатор:

- Я против нового закона, я вообще считаю, что проверку на допинги надо отменить. Объясню. Все спортсмены — люди живые, они пьют лекарства и, по сути, все, кого ни возьми, употребляют допинг. То, на чем ловят бесконечное количество российских спортсменов, будь то биатлонисты, легкоатлеты, штангисты и так далее, допингом как таковым не является. Меня, наверное, поймут люди с медицинским образованием. Медицинских препаратов великое множество и никто не знает, какие из них допинговая комиссия будет считать запрещенными на следующий год. Например, в допинг попадает фурасимид. Это мочегонный препарат. Ну какой это допинг? Вот у Алины Кабаевой в свое время были с ним проблемы. Но какое это имеет отношение вообще к допингу, к спорту? Чушь какая-то! И в большинстве случаев именно так. Препараты объявляют запрещенными люди, не имеющие медицинского образования. Они не понимают, что это такое. Им кажется, что это какие-то суперпрепараты, которые что-то там наращивают. Это категорически не так. Я это утверждаю стопроцентно. Поэтому, наверное, без допинга нельзя обойтись, потому что все люди просто пользуются лекарствами, но почему-то в спорте эти лекарства считаются допингом, а в нормальной жизни нет. У нас, например, допингом в свое время являлись противозачаточные таблетки. Они не являются допингом в нормальной жизни, но их нельзя было есть. Никто об этом не знал. И у нас на этом погорело огромное количество девушек, которые понятия не имели, что нельзя. Кому показаны противозачаточные средства? Вот кому? В первую очередь, наверное, именно спортсменкам, которые готовятся к Олимпиаде…

Есть, конечно, группа допинговых препаратов — но их никто и не употребляет из спортсменов! Если появится допинговый закон, в нем пропишут эти, официальные допинговые препараты, это будет, извините, пустое пинание воздуха. За тем, как быстро меняется список запрещенных препаратов, не успеет ни одно законодательство…

Автор: Денис Лобков